0
934
Газета Культура Интернет-версия

16.06.2004 00:00:00

Премия без правил

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - зав. отделом культуры "НГ"

Тэги: госпремии, вручение, выбор, культура


Уважаемые товарищи потомки, наших дней изучая потемки и, в частности, перебирая пожелтевшие листки указов о присуждении Государственных и специальных президентских премий, непременно решат, что в начале ХХI века в России было два главных театра – МХАТ имени Чехова и «Сатирикон»: в прошлом году из рук президента премии получили руководители обоих театров Олег Табаков и Константин Райкин, в этом Госпремии удостоены актеры обоих театров – Денис Суханов, Григорий Сиятвинда и Андрей Смоляков (за роли в классическом и современном репертуаре), и отдельно – спектакль МХАТ имени Чехова «Пролетный гусь» по одноименному рассказу Виктора Астафьева (в представлении Школы-студии МХАТ имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТе имени А.П. Чехова, опубликованном на официальном интернет-сайте Управления президента РФ по наградам, покойный писатель шел первым).

Современника же нынешних побед двух обозначенных театров подобные «странные сближения» и «совпадения» скорее располагают к размышлениям о том, где естественный долг «талантам помогать» переходит в нечто пусть близкое (так как речь – о талантах), но все-таки – противоположное тому: в то, что на Руси называлось «как не порадеть родному человечку». К примеру, среди отмеченных «списком» артистов, помимо уже названных Смолякова, Сиятвинды и Суханова, – актриса Саратовского академического ТЮЗа Е.В. Вовненко, выдвинутая Минкультом Саратовской области вместе с двумя другими актерами того же театра за роли в спектакле «Филумена Мартурано». До премии «дошла» она одна.

Не умаляя достоинств актрисы, не могу не заметить, что премьера спектакля прошла в тишине, то есть не сопровождалась ни разговорами в профессиональной среде, ни шумными гастролями. Кроме того, выдающихся провинциальных актеров в Москве знают и любят (Владимир Алексеев из Омска, Роза Хайруллина из Самары etc.).

Поневоле вспоминается, что из Саратова родом Олег Табаков, который заседает, в частности, в Комиссии по Госпремиям. Кому как не ему знать театральную ситуацию в родном городе?!

Но так можно дойти до того, что чуть ли не все «театральные» премии распределял он один: в разделе «Просветительская деятельность» премию получил Олег Ефремов (посмертно), а также ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский, Инна Соловьева и Ирина Виноградская – за публикацию наследия основателей Художественного театра (в представлении было написано еще и за «многолетнее научное исследование», но, вероятно, боясь насмешек, эту формулировку по отношению к покойному худруку МХАТа решили не употреблять; у Олега Ефремова, слава богу, хватает и реальных прижизненных заслуг, он не нуждается в посмертных «приписках», а награждение Ефремова в данном контексте лишь внешне смотрится как почтительность, по сути же – кривая насмешка автора мемуаров, в которых Ефремов описан был сильно пьющим человеком, у которого не то что на исследования, на репетиции не всегда хватало сил).

Естественный вопрос: сколько раз можно выдвигать художника посмертно?

Но ведь так не бывает! Авторитет Табакова высок, как и авторитет Райкина, но зачем же ставить уважаемых мэтров в неловкое положение, подвергая сомнению объективность выбора?

В который уж раз приходится говорить об отсутствии критериев как о главной беде Госпремий. В былые годы и Ленинские, и Сталинские премии вручались как бы параллельно – одним «за верную службу», другим – «за искусство». В сознании зрителей и читателей одно безошибочно отделялось от другого, и «настоящих» лауреатов, тех, которые получали свои премии «за искусство», народ уважал и ценил.

В нынешнем списке – все кувырком. Рядом с несомненными художественными величинами – спектаклями Малого театра «Правда – хорошо, а счастье – лучше» и Александринского театра «Ревизор» – почти что «авансовые платежи» для молодых и, несомненно, одаренных Григория Сиятвинды и Дениса Суханова. Рядом с ними – Чулпан Хаматова, которую уже сегодня без преувеличения можно назвать выдающимся дарованием нашего театра. Евгений Миронов, к слову, в пору присуждения ему Госпремии также не был подающим надежды – эти надежды он успел уже оправдать. В данном случае несоответствие имен, данных через запятую, – разительное.

Для тех, кому многое дано и чьи главные свершения еще впереди, премия «Триумф», например, придумала замечательную форму – молодежные гранты (похожий «выход» нашли и учредители «Кумира»). Для тех, кто отдал служению искусству всю свою жизнь и чьи заслуги уже несомненны, – «Триумф» или «Кумир» «полновесный».

Осталось изучить чужой опыт и найти свой третий или четвертый путь. Мне он «ясен, как простая гамма». Для Государственной премии главным должно быть общественное звучание. Роман или спектакль, который говорит о животрепещущем и злободневном средствами искусства. В этом контексте награждение спектакля «Пролетный гусь» кажется наиболее точным попаданием (хотя посмертное выдвижение Астафьева кажется нам чрезвычайной бестактностью по отношению к памяти великого писателя). В нынешнем раскладе спектакль Марины Брусникиной правильнее было бы проводить по разделу просветительская деятельность. Ее замечательные спектакли-прочтения или даже спектакли-чтения замечательны в первую очередь простотой, с какой актеры, ничего особо не играя, тем более – не наигрывая, пытаются пробиться к самому художественному слову – Виктора Астафьева, или Людмилы Улицкой, или – как в последней премьере на Новой сцене МХАТа имени Чехова – Рубена Гонсалеса (последний опыт удачей как раз назвать нельзя).

Каждый раз Брусникина с молодыми актерами МХАТа имени Чехова находит нечто такое, что касается каждого, истории семьи и истории страны. Это вроде бы и не театр – в привычном распределении текста по ролям, но одновременно – и не просто, и не только театр, а нечто сродни служению, иногда – молитве, в случае «Пролетного гуся» – молитве поминальной.

Жаль и странно, что среди исследователей наследия основателей Художественного театра так и не нашлось места для Ольги Радищевой, автора действительно выдающегося труда о Станиславском и Немировиче.

Всех остальных так или иначе учли. Из пространного списка номинантов «по пути» исчезла одна-единственная строчка – премию не дали создателям и руководителям Центра драматургии и режиссуры, взбаламутившего театральную жизнь столицы, признанного первооткрывателя новой российской драматургии, собирателя всех и всяческих театральных премий как в России, так и за рубежом (вот только что из Польши привезли сразу три награды!). Премию не дали Алексею Казанцеву и Михаилу Рощину, наидостойнейшим. Почему?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
504
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2003
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2409
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1999

Другие новости