0
1155
Газета Культура Интернет-версия

21.04.2006 00:00:00

Англо-петербургский поворот

Владимир Дудин

Об авторе: Владимир Дудин - музыкальный критик.

Тэги: мариинка, опера, премьера


мариинка, опера, премьера 'Поворот винта' в Мариинке получился мрачным и тяжелым. Сцена из спектакля.
Фото предоставлено пресс-службой Мариинского театра

На первом премьерном спектакле за пультом стоял маэстро Валерий Гергиев, второй был отдан молодому дирижеру-ассистенту Павлу Смелкову. Инструментальный ансамбль из тринадцати участников масштаб камерной, по существу, оперы не уменьшил, а, как ни странно, только увеличил. Каждый звук, который в этой партитуре Бриттена по значимости на вес золота, тут же отдавался изысканным обертоновым шлейфом.

Историю, изложенную в одноименной повести Генри Джеймса и переведенную в либретто Майфенви Пайпер, иначе как ужасной не назовешь. Ее главный герой – юное создание, мальчик Майлз от нечеловеческого напряжения в финале погибает, на протяжении всей оперы оказываясь словно бы распинаемым двумя мирами – этим и «тем».

В одной из самых своих человечных оперных историй Бенджамин Бриттен решил провести в каком-то смысле экстремальный сеанс психоанализа, попытался разобраться в причинах собственной сексуальности. У Бриттена мальчик Майлз, с одной стороны, показан в «атмосферных» тисках мрачного готического наследия своей страны, с другой, его соблазнительно зовет и манит в свои лапы демонический призрак развратного Куинта, с третьей, его «всеми силами души» спасает приехавшая Гувернантка. При таком раскладе бывший слуга Куинт оказывается туманным будущим половой идентификации (его слова: «я – все, что странно и дерзко <┘>, я полон неясных и тайных желаний»), а одновременно и ночным кошмаром, подобием вампира, только и ждущего непорочной души. Гувернантка – не что иное, как образ Матери, чего-то теплого, мягкого, защищающего в своей утробе. И все же, несмотря на то что Майлз называет Куинта тем, кем он и является, дьяволом, мальчик гибнет – проблема остается. Режиссер так и решает эту финальную коллизию: Гувернантка, защищая и удерживая мятежного подопечного, крепко его обнимает, мальчик называет Куинта дьяволом, падает в объятья Гувернантки, а за ее спиной, по диагонали, падает и Куинт.

Черно-белый спектакль мрачен и тяжеловат – он явно расчитан на зрительскую выдержку и вдумчивую усидчивость, от которой многие премьеры Мариинского театра последних лет отучили из-за неуемной актуализации. В спектакле много статики. Активен по преимуществу свет (Адам Сильверман), который часто создает настоящую черно-белую английскую графику и сценические конструкции, компенсирующие в восьми интерлюдиях в разных частях сцены недостаток движения. Здесь – мутные, давно не мытые окна, там терраса в «черной-пречерной» тени. Самый «забавный» эпизод – выползание из-под земли с серыми осенними листьями женского призрака – мисс Джессел.

Мариинский театр провел блестящий кастинг для того, чтобы вывести на сцену не просто певцов, но певцов-актеров, соответствующих своим героям по всем параметрам. Сопрано Ирина Васильева оба вечера героически пела партию Гувернантки – партию, для которой у нее есть все, включая природный аристократизм и природную же английскую сдержанность. Из Куинтов, показанных двумя тенорами, каждый оказался по-своему очень хорош: Андрей Илюшников более масляный, оперный, а Александр Тимченко более стильный, вписывающийся в графику пространства, разный, остро чувствующий драматургический момент. То же и с двумя утопленницами – мисс Джессел в исполнении Любови Соколовой и Екатерины Шиманович. Разную степень английской душевности продемонстрировали экономки Елены Витман (ближе к английской) и Ларисы Шевченко (почти русской). Но героем премьер был вне всяких сомнений реально юный двенадцатилетний Николай Ирви, учащийся Хорового училища им. Глинки. Он проявил себя не только как настоящий актер, но и как готовый музыкант. В идиллической сцене домашнего музицирования Николай подкупил полным совпадением движений рук по клавиатуре сценического пианино с ритмом партитуры. Его оборвавшийся хрупкий звонкий голос в заключительной сцене оперы мог стать причиной зрительского инфаркта.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Денис Писарев

Представители Тегерана утверждают, что не будут участвовать в переговорах с США по ядерной сделке

0
1159
Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Татьяна Астафьева

12 июня нефтяники организовали тематические события в разных частях страны

0
775
Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Игорь Субботин

Израиль начал войну с главным противником в регионе

0
1862
Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

0
306

Другие новости