0
1391
Газета Культура Интернет-версия

22.12.2011 00:00:00

В белом доме

Тэги: минск, опера, фестиваль


минск, опера, фестиваль Классика и современность на оперной сцене в Минске.
Фото с официального сайта форума

Второй международный Рождественский оперный форум в Минске завершился гала-концертом с участием мировых звезд. Все пять вечеров фестиваля прошли с аншлагами – и уже это показатель успеха оперного жанра у зрителей.

Огромное белоснежное здание Большого театра оперы и балета Республики Беларусь впечатляет гостей своим масштабом. Впрочем, все, что происходит внутри, вполне заявленным архитектурным масштабам соответствует. Несколько лет назад театр вернулся из странствий по городу в свое любимое здание – отреставрированное и, разумеется, оснащенное по последнему слову техники. Пригласили Михаила Панджавидзе – режиссера из России – поставить спектакль, репрезентирующий безграничные возможности технической «начинки» (у него уже был опыт подобной работы в казанском театре) и после громогласного «Набукко» сделали предложение занять пост главного режиссера. Он работает в тандеме с украинцем Виктором Плоскиной – главным дирижером театра.

Собственно форум – попытка представить театр в международном контексте: для участия в спектаклях приглашаются западные (или восточные, если иметь в виду Россию) солисты, обязательно приглашаются на гастроли зарубежные спектакли, приезжают директора оперных театров. В прошлом году в Минск приезжали театр «Новая опера» со спектаклем «Севильский цирюльник» и Латышская опера с «Травиатой». В этот раз была еще одна «Травиата»: форум открыл спектакль Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. При ценах на билеты в пять раз (!) выше стандартных зал был раскуплен задолго до середины декабря: кассовое название и имя Хиблы Герзмавы открывают любой кошелек. Надо сказать, что и спектакль, и солистка впечатление произвели – в кулуарах то и дело обсуждался спектакль: и солистка, и мужской стриптиз. Впрочем, до тех пор пока не приехала другая певица из Москвы: тогда змием по театру пополз вопрос «вы Снегурочку слышали? Я только что с репетиции. Бесподобная!» Снегурочку в поэтичном, завораживающем спектакле Сусанны Цирюк пела Венера Гимадиева – выпускница Молодежной программы и уже солистка Большого театра. В спектакле Венера прозвучала на самом деле изумительно: прозрачный, холодный тембр ее голоса просто удивительно подходит героине оперы Римского-Корсакова, не говоря уже о том, что с технической точки зрения эта партия выходит у певицы идеально. Но и собственные солисты составили приглашенной певице достойный ансамбль: Елена Сало (Лель), Анастасия Москвина (Купава), Владимир Громов (Мизгирь). Кстати, некоторые солисты белорусского театра «на заметке» в Москве: Москвина уже не раз пела в Большом театре, другая минская звезда – меццо Оксана Волкова – с этого сезона солистка Большого. Высокий уровень труппы демонстрирует последняя премьера театра – спектакль «Севильский цирюльник» в постановке Михаила Панджавидзе. Режиссер решает оперу Россини в традициях театра дель арте. Типичная картина: после трудового дня венецианцы собираются в таверне, где артисты в масках разыгрывают для них спектакль. Вот тут и открывается командный дух: артисты как мячик кидают друг другу нить импровизации, разыгрывая все новые и новые сценки, подчас работают как акробаты или цирковые артисты (даже на шпагат садятся!), не забывая при этом о бельканто. Поэтому вопреки традиции приглашать в спектакли форума зарубежных певцов пели только свои: слишком сложные мизансцены, чувство локтя не так просто за пару репетиций выработать. В труппе даже нашелся тенор Юрий Городецкий, который берется исполнить вторую арию Альмавивы (ее нередко исключают за сложностью материала). Труппа на подмостках столь же слаженна: «Бартоло» после внезапного наряда полиции становится плохо, и все как один снимают маски и пытаются помочь. Режиссер идет и дальше – заключительный ансамбль первого действия выходит на бортик оркестровой ямы, практически смыкаясь с публикой, словно объединяя жизнь по ту и эту сторону рампы. И когда «зрители» расходятся, только Фигаро остается на сцене и под звучание флейты пикколо и гитары карабкается в свете одинокого фонаря по веревочной лестнице┘ Оркестр под управлением Джанлуки Марчиано (главный дирижер тбилисского театра) в этом спектакле работает потрясающе – так что, когда на музыку увертюры начинаются поклоны, хлопать не хочется, чтобы еще раз услышать легкое (но не облегченное) и мягкое оркестровое звучание.

Совсем по-другому решена «Аида» Верди. Для этого спектакля по архивным эскизам и старым буклетам восстановили декорации знаменитого сценографа Евгения Чемодурова. Так что спектакль был заранее «обречен» на роскошный большой стиль. Панджавидзе исследует в этом спектакле мощь – или, наоборот, ничтожность – власти, когда всесильные, жестокие, обладающие безграничной мощью, в один момент становятся никем. Так и в этом спектакле – Амонасро погибает, фараон умирает, коронованная Амнерис морально уничтожается – раскаянием и неумолимостью жрецов: кому на самом деле принадлежит власть, понятно: в то время как Амнерис, распластанная на могиле любимого, молит о мире, жрецы вершат свой обряд.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1655
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4142
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2282
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2581

Другие новости