0
1471
Газета Культура Интернет-версия

29.12.2011 00:00:00

Каменный пейзаж

Тэги: выставка


выставка Теплые варежки для камней и камешков.
Фото с сайта www.mishmash.ru

В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка арт-группы МИШМАШ – SEE YOU («увидимся» или «я тебя вижу»). Сфера интересов художников Михаила Лейкина и Марии Сумниной довольно широка – от дизайна до перформанса, но если выделять какой-то главный вектор их работ, то, конечно, это перформативность. Вспомнить хотя бы их Венеру из мыла («Перерождение Венеры»), выставленную в туалете ЦПКиО им. Горького этой осенью в рамках выставки «Нужное искусство».

Предложив зрителю буквально прикоснуться к образцу классического искусства, художники не предполагали, что экземпляр из женской уборной разобьют, а мыльную скульптуру из мужского разрисуют неприличными надписями. Вовлекая зрителя в диалог, группа МИШМАШ переворачивает привычную ситуацию зритель – наблюдатель, превращая посетителя выставки в объект исследования. Таким образом, произведение искусства становится памятником зрителю, а не наоборот. На выставке в ММАМе показаны две инсталляции, представляющие вроде бы один и то же материал – камень, но в работе «Сад камней» муляж выглядит как подлинник, а в инсталляции «Будь мягче» настоящие камни превращаются в декоративный элемент.

Визуализируя дзен-буддистскую мудрость о том, что увидеть все камни в саду может только достигший просветления, художники выстраивают свой «Сад камней» из искусственных глыб, инкрустированных мигающими автомобильными фарами. Пока зритель размышляет о столкновении рукотворной реальности технического прогресса с вечностью каменной структуры, его незаметным образом включают в саму работу, проецируя на стену видео, снятое камерой слежения. Фары-глаза оказываются видящими и напоминают работы американца Тони Оуслера, чьи видеообъекты всегда подсматривают за публикой.

Инсталляция «Будь мягче» в России показывается впервые, и со времени ее демонстрации на выставке Russian Dreams в Майами в 2008 году она успела изрядно «подрасти». Панно из 10 ящиков превратилось в огромный пейзаж, занимающий всю стену. Три ряда, символически представляющие небо, растительность и землю, составляют двойственную природу мироздания – «устойчивого или шаткого, вечного или тленного». Текст на стене справа – к прочтению обязателен, без него не почувствовать полноты дуалистической гармонии работы. Сами ящики – это коллекция бережно разложенных по ячейкам камней, одетых в вязанные мешочки разных оттенков голубого, зеленого и коричневого. Это полиграфическое разнообразие цвета составляет картину мира, которая никак не может принять решение – быть ли ей твердой? быть ли ей мягкой? Но и в этой концептуально идеальной работе есть небольшой секрет – в нижнем ряду ящиков (потрудитесь найти его сами) прячется затейливый реди-мейд – камень-сувенир, привезенный с Крымского побережья. Он скрывает свое происхождение: из вязанного мешочка характерный вид на море, открывающийся с роскошной балюстрады, показывается лишь наполовину, а название города и вовсе не видно, но тиражная в обычной ситуации вещь, помещенная в несвойственный ей контекст, вдруг обретает уникальность и личные качества.

Художники группы МИШМАШ вслед за героем новеллы «Поручение, или О наблюдении наблюдателя за наблюдателями» Фридриха Дюрренмата напоминают о главном свойстве нашей эпохи – «каждый чувствует, что наблюдаем каждым, и сам наблюдает за каждым». Человек наблюдает за государством и природой, государство – за человеком и другими государствами. Все этому противятся, но бунтует каждый по-своему. Художники не предлагают выхода из ситуации, а встраиваются в цепную реакцию, создавая своеобразный театр, главное в котором – коммуникационный ряд. Результатом взаимодействия никак не связанных прежде людей станет следующая работа группы – продолжение проекта «Геопсихоизометрическая экспертиза города». Вслед за Екатеринбургом этой процедуре подвергнется Москва, а итог в феврале следующего года покажет Открытая галерея. Художники взяли фотографии знакомого итальянца Джакомо, запечатлевшего странности архитектурной среды Москвы, и на их композиционной основе сделали геометрические абстракции из строительных материалов, превратив городские идиомы в знаки. Следующий смысловой поворот доверено осуществить работнику галереи – молдаванину Октавиану, который даже не получит инструкции по развеске. Так что в финале художники уравняются с простыми зрителями, а публика окажется вовлеченной в очередной эксперимент: итальянец и молдаванин устроят на вернисаже перформанс, в ходе которого будут пытаться понять друг друга, разговаривая каждый на своем языке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
448
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
298
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2150
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1666

Другие новости