0
3735
Газета Культура Интернет-версия

26.11.2012 00:00:00

Глаз-гедонист, селедки и обманки

Тэги: третьяковская галерея, третьяковка, выставка


третьяковская галерея, третьяковка, выставка Рыбка, лимончик, стакан граненый – джентльменский набор натюрморта. «Выпивка и закуска» Пивоварова.
Фото с сайта ГТГ

На холодные месяцы Третьяковская галерея припасает выставочные хиты: обычно это ретроспективы в жанре «больше, еще больше», на этот же раз – «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности». Столкнули лбами работы XVIII–XIX столетий и вещи второй половины прошлого века из музеев обеих столиц, Белоруссии, Украины и из частных коллекций. Получилась довольно нетривиальная версия того, в какую традицию уходит корнями современное искусство. На пользу такое сравнение этому самому современному или нет – тоже вопрос непраздный.

Натюрморт глядит свысока. Все начинается дессюдепортами – натюрмортами, «повисшими» над входом, будто в анфиладе старого особняка, – и завершается… мыслью: а что если человек стал натюрмортом? На этот случай имеется галерея человеков-обманок: на смену придворной даме с болонкой и кормилице XVIII века идут блондинка в белом плаще и торговка сушеными грибами Татьяны Назаренко. По пути – обильные трапезы с налитым соком, полупрозрачным виноградом и пышно-пушистыми цветами, персиками и пузатыми тыквами, аллегории vanitas, где «суета сует» – круговерть жизни и смерти, натюрморты в портретах и жанровых сценках. Плюс многочисленные кунштюки: Федор Толстой дотошно выписывал манкие обманки – цветы, ягоды с просвечивающими на солнце зернышками и даже архитектурный пейзаж, прикрытый смятой калькой (кажется, под бумагой фотография, и надо ее, тоже изображенную, только отогнуть). Тут же у разных художников будто бы прикрепленные к доске открытки-газеты-записки, даже тлеющая сигарета, но никакой силой их оттуда не снять… Натюрморты XVIII–XIX веков были бы достойны стараний Рабле и места на Ахилловом щите, описанном Гомером. Они показывают статус владельца, гедонизм бытия, а сегодня – гедонизм для глаза.

Несмотря на две сотни работ, тяжеловесности, скуки тут нет. Выставка, как музыкальная тема с вариациями, как стихотворная (вещи и вправду рифмуются друг с другом) тема с рефреном – где мотивы классического искусства отзываются в современном, – сделана добротно, но и играючи, в чем-то даже игриво. Что общего у попавших при Петре I в Кунсткамеру тщательнейших цветочно-«насекомных» рисунков Сибиллы Мериан и у размахнувшихся на холсте 2x3 м открыточных роз модного Владимира Дубосарского, не в нынешней его широкой манере писанных, а будто для ботанического атласа созданных в 1991 году? Выписанность вещи, но за вычетом иронии в первом случае, и с ней, возведенной в принцип, – во втором. Или вот натюрморт с селедкой и графином неизвестного автора середины – конца XIX века – и в 2001-м выпивка в граненом стакане да вобла или килька на смятом бумажном клочке у концептуалиста Виктора Пивоварова. «Полнокровная» морковь 1843 года сбора у Василия Худякова и «Морковка» 1974-го у другого концептуалиста, Ильи Кабакова, – бледное желтоватое овощное тельце с гигантской утвердительной подписью «Морковка». Ну, почти «две морковинки несу за зеленый хвостик».

Андерграундное искусство в Третьяковке увидели правопреемником классической традиции, только не магистральной линии – художников не первого ряда, а то и вовсе оставшихся неизвестными. Сделали это, минуя авангард (по словам завотделом новейших течений ГТГ Кирилла Светлякова, шаг сознательный) и всякие там селедки и граненые стаканы Петрова-Водкина, ведя в глубь времен, к самому что ни на есть натурализму, к какому публика всегда была привычна. И вот вопрос: для современного искусства это легитимация, укоренение в традиции или разоблачение, что многое уже до них видено? Когда создавали вещи современные творцы, едва ли осознанно оглядывались именно туда, да и выставка, похоже, задумывалась игрой удачно найденных, пусть и случайных цитат. Хотя Ортега-и-Гассет, в 1925 году описывая в «Дегуманизации искусства» эстетику новой эпохи, оправдывал обращение художников скорее к культурам наивным, чем к реализму недавнего прошлого. Реализм был понятен и успешен, человек соотносил его со своей жизнью, в этом смысле реализм оказался слишком человеческим. Новой эстетике нужна была бескорыстная заинтересованность – не подобием реальному миру, а его переосмыслением. Неофициальное искусство конца прошлого века кое в чем согласуется с такой логикой – мизерабельные натюрморты Михаила Рогинского (кастрюлька на плите и философическое (как бы в воздух) «Фактически ничего не меняется»), «наивно»-упрощенные у Пивоварова, «Урожайный год» Бориса Михайлова, где на деревянной полке – керамические муляжи изобилия и для съесть, и для выпить. Иерархию значимости андерграундные художники опрокинули – идеальные эйдосы заменили симулякрами. А пересмешник Константин Звездочетов и вовсе отвязно, задиристо вмонтировал героев классических полотен (снабдив их красными носами) в шеренгу почти поп-артовских бутылок джина и водки с рекламных постеров. Следующий шаг, наверное, могли бы сделать натюрморты «Синих носов» с супрематическими треугольниками телячьей колбасы и пошехонского сыра, да их здесь нет. Ну, Малевича-то тоже нет.

Натюрморт, как и пейзаж, – тема беспроигрышная, но с бородой – тут подводный камень. Сопоставление эпох, сходство которых вряд ли заподозришь, увлекает. Сарказм XX века встряхнул багаж традиции, накопленной историей искусства. Историю натюрморта застраховали от статуса мертвой натуры. И вот ведь что получается – в этой игре у каждого периода свои стилистические обороты, и те, что когда-то остались второстепенной линией, много позже пригодились в работах андерграундных. А именно они сегодня вышли на магистральную линию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
829
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
722
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
840
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
574

Другие новости