0
7105
Газета Культура Интернет-версия

07.05.2013 00:34:00

Молодо выглядеть


В кинотеатре «Пионер» показали «Серсо» Анатолия Васильева. Легендарный спектакль, который в конце 80-х объехал полмира, а не только пол-Европы. В 1937 году МХАТ отпустили на гастроли в Париж с важнейшей идеологической миссией – театр должен был показать преимущества советского искусство, равного которому нет и быть не может. «Серсо» - пример совсем иной: спектакль Анатолия Васильева открывал западной публике глаза на человеческое содержание театра, проломившего дыру в «железном занавесе», впрочем, тогда уже непрочном. Впрочем, и в этот раз преимущества советского театра снова были очевидны, поскольку такого театра у них там не было. Тем сокрушительнее были триумфы.

Васильев – это было известно – давно уже замыслил смонтировать фильм из записей, сделанных в 1986 году на малой сцене Театра на Таганке, на «живом» спектакле, со зрителями. Сегодня такие вот сюжеты – в моде: в прошлом году в нескольких московских кинотеатрах показывали спектакль Лондонского Национального театра «Франкенштейн», снятый между прочим самим Дэнни Бойлом. Публика в зале, обычная, купившая билеты. В этом «кинотеатральном сезоне» Национальный театр отпустил в мировой прокат свою недавнюю премьеру – «Люди». Васильев – снова на волне моды, хотя случай его – особенный, о моде он точно не думал, но показ, устроенный в кинотеатре «Пионер» собрал хороший зал. Марлен Хуциев, Александр Зельдович… Театральная публика, многие, конечно, видели и помнят тот спектакль, который прочно – с тех самых пор занимает место в ряду главных театральных событий прошлого столетия. Васильев ведь вряд ли думал тогда, что эта съемка, кажется, с четырёх камер, потом пригодится для такого вот кинотеатрального проекта и даже, возможно, кинопроката, - фрагментов «Серсо» можно «настричь» немало, - забей в поисковой системе: «Васильев, Серсо» - и вот они, посыпались, много. В первой пятерке – пятиминутный ролик с потрясающим крупным планом Альберта Филозова.

Анатолий Васильев – из тех, режиссеров, рядом с которым становились великими. Чуть было не вырвалось: легко было стать великим. Легко не было. Великими становились. Собственно, Васильев этим спектаклем сделал великим Виктора Славкина, точнее сказать – подтвердил несомненное его величие, ведь начало было положено первым их спектаклем – «Взрослая дочь молодого человека». Назвав Филозова, который – тут хочется повторить, хотя неясно для кого – для читателя или для себя, пишущего? – в спектакле, на сцене, взятый крупным планом камеры, этот крупный киноплан выдерживает, 10, 20 секунд… Кажется – минуту, а может и дольше, и в эту минуту ты успеваешь сойтись с ним мыслью и начать двигаться этой мыслью дальше вместе… Игра в серсо. В обруч, который особой палочкой подкидывается в воздух и затем ловится на ту же палочку, игра, заброшенная на даче, а на самом деле – безвозвратно оставшаяся в другой жизни, где и дачи были другие, и дачники. После того, как отзвучал звук лопнувшей струны и, позабыв о Раневской, счастливо поделили ее огромный участок на дачи и до того, как новые звуки обозначили и «отбили» новые трагические обстоятельства места… времени… и образа действия.

Читают Блока: «Так сейчас не пишут!» - на что мгновенно, как пойманное шпажкой кольцо: «Так сейчас не любят!». Если шляпа – на голове у Алексея Петренко, так – «борсалино». Ах, «борсалино»!

Свой спектакль «Серсо» Васильев превратил в видео-арт, видеоинсталляцию – то и другое будет верно: картинка вдруг отступает на второй план, выводя на первый – слово, реплики, которые элегантными буковками заполняют вдруг всё пространство экрана. Мастер игры, Васильев слово делает полноправным героем, вводя его в кадр. Васильев слову верит, для него, громовержца, еще памятно, как «Солнце останавливали словом,Словом разрушали города..».

Три серии. Антракты, в которых публика, точно в театре, расходится не спеша. Когда камера "замечает" зрителей, в зале с удовольствием узнают знакомых - Хржановский... А это же - Дадамян, Геннадий Григорьевич! Точно он... Он - с той стороны дачной конструкции, выстроенной Игорем Поповым, мы - с этой. Между нами - деревянная дача, актеры и 25 лет.

В титрах – В.Клименко, по-нашему – Клим – обозначен монтировщиком, а Владимир Берзин – ассистентом режиссера. Юхананов – кажется, тоже ассистент. Чуть высокопарный текст в первых строках – титрах посвящения, в финале все разряжается авторской же иронией – знаменитой загадочной полуулыбкой Васильева: спектакль ведь назывался «Серсо, или Мне сорок лет, но я молодо выгляжу», а под занавес Васильев замечает: нам 70 лет и мы молодо выглядим… В том фильме-спектакле, кстати, многие актеры – ровесники той истории. Им сорок лет… Джаз танцуют так, что скоро ловишь себя на том, что уже давно сидишь и отстукиваешь то ли костяшками пальцев, то ли ногой этот заводной и заразный ритм.

Какие же они все потрясающие. Нет, тут не сентиментальные глупости: как молоды они там, как хороши, как свежи… Нет. Они потрясающие – навсегда, вот что самое главное, что вытащил из этой истории Анатолий Васильев. Людмила Полякова в какой-то недавней передаче рассказывала, как они сплясали джаз на руинах империи и как в Роттердаме, кажется, их 20 минут их не отпускали со сцены, и они уже не знали, что делать, ведь в театре бисов не бывает… Джаз-бэнд, у каждого – свой сольный выход, и постоянная готовность к тому, что камера, глаз зрителя, может выбрать тебя и следить за одним тобою. Ты (каждый) – в ответе за всю музыку. За всю историю. Про эту заброшенную, ненадолго ожившую и вот-вот – снова заколоченную дачу.

Альберт Филозов – потрясающе разнообразный в молчании. Юрий Гребенщиков. Петренко. Щербаков. Андрейченко…

В какой-то момент Васильев выбирает кадр, в котором одна большая голова перекрывает другую, а ты ловишь себя на том, что знаешь, видишь глаза – и одного, и другого. Фокус-покус. Иллюзия театра. Даже спички Васильева не подводят – загораются когда нужно и не гаснут, пока в них надобность не отпадет. Что же – это не новость: Васильеву и голуби послушны, когда выпускал их на сцену, они оправдывали его доверие и не гадили.

«Жизнь – сначала кружево, а потом – лоскуты, лоскуты…» - всё точно, спорить было бы глупо. Хотя Васильеву вот – удалось ведь это кружево снова сплести.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
210
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
220
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
146
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
86

Другие новости