0
9923
Газета Культура Интернет-версия

16.05.2013 00:01:00

Экстраультрасупермедиа-учебно-театральная новая сцена Александринского театра

Тэги: петербург, александринский театр


петербург, александринский театр Телеканал «Культура» уже успел показать репетици Инженерного театра АХЕ на новой сцене-трансформере. Кадр из новостного сюжета телеканала «Культура»

В среду вечером медиашоу под названием «ТЦ Достоевский» в Санкт-Петербурге открыли новую сцену Александринского театра. Художественным руководителем этого действа стал недавно назначенный худруком БДТ имени Товстоногова Андрей Могучий, а накануне на главной сцене театра коллективным сочинением под названием «Невский проспект» открыли традиционный фестиваль «Александринский».
Совсем уж традиционным нынешний фестиваль никак не назовешь: до сих пор все шесть фестивалей проводили осенью, а нынешний перенесли на май, чтобы открытие фестиваля совпало с открытием новой сцены театра, и на этой новой сцене в ближайшие дни уже сыграют фестивальные спектакли. В частности, «Старуху» Хармса из Национального театра Латвии и «Танец Дели» Ивана Вырыпаева и в его же собственноручной постановке – спектакль Театра Народовы из Варшавы.
Церемонию открытия поручили Андрею Могучему, а он, в свою очередь, главную экспериментальную сцену отдал своим старым товарищам из Инженерного театра АХЕ. Вообще в новом пространстве, официально открывшемся в среду вечером медиашоу и инсталляцией и перформансами под одним общим названием «ТЦ Достоевский», говорить о той или другой сцене трудно. Да, в этих трех корпусах, построенных для образования, для экспериментального театра и для медиацентра, есть специально выгороженные два театральных зала, но играть можно – везде, первое же впечатление, которое охватывает входящего: ой, а ведь и здесь, в фойе, – тоже все как будто специально организовано так, что сценой может оказаться вот эта площадка вокруг напоминающего двор-колодец проема, открывающего вид на нижние этажи. Кто видел, наверняка вспомнит, как Игорь Яцко однажды устроил суточный театральный марафон на Bloomsday и сутки напролет читал и разыгрывал сцены из «Улисса» во всех залах и уголках «Школы драматического искусства» на Сретенке, открывая безусловную театральность каждого здешнего угла. Андрей Могучий, с которым я тут же поделился своими первыми впечатлениями, мгновенно парировал – ребята из Инженерного театра АХЕ, когда вошли, первым делом захотели играть в лифтах – стеклянных, прозрачных. Но им в итоге отдали большую экспериментальную сцену.
За день до открытия еще недавно зам, а ныне – советник художественного руководителя Александринского театра и ректор Санкт-Петербургской академии театрального искусства Александр Чепуров провел экскурсию для преподавателей своей академии, которых больше всего волновал, мне показалось, вопрос: когда же здесь начнутся занятия, а главное – для кого? Разумеется, об этом спрашивали, когда проходили по фантастически укомплектованным разнообразной техникой аудиториям и учебным модулям, легко разворачивающимся в учебные театральные площадки.
Вообще история этой новой сцены по-своему уникальная. Мечтали о ней давно, здесь, в углу площади Островского, располагались мастерские театра, на антресолях которых во время реконструкции основного здания Чепуров здесь и раскопал настоящие декорации Головина к мейерхольдовскому «Маскараду». В какой-то момент удалось пробить идею новой сцены, которая в голове Валерия Фокина скоро трансформировалась в некое ни на что не похожее соединение театра, образовательного учреждения и медиацентра, в котором сегодня установлено уже 56 камер, которые в режиме онлайн смогут транслировать все происходящее внутри и все стадии художественного и образовательного процесса. Правда, как раз в ходе строительства в Петербурге был принят закон о высотности здания – в самом разгаре была борьба с Охта-центром, – и новой сцене Александринки срезали два этажа. Теперь все те же самые наполеоновские планы придется умещать на меньшем количестве квадратных метров. От первой пресс-конференции главного архитектора проекта Юрия Земцова до открытия прошло всего три года.
Первый набор уже 6 июля, весь прием – 20 магистрантов, которым надо будет пройти только собеседование, образование – бесплатное, и это будет тоже особенный набор, поскольку задумано, что эти 20 человек поделят на четыре рабочие группы, в каждой из которых должен быть режиссер, драматург, художник, продюсер… Такой вот индпошив, дальше – четыре семестра. Четыре семестра – четыре спектакля на выходе. Учебную сцену здесь называют проектным бюро, и в каждом таком бюро – несколько компьютеров для моделирования всех возможностей этих будущих проектов: сценографии, проката, драматургии и т.д. Медиацентр позволит проводить разнообразные открытые лекции и мастер-классы, это понятно, хотя возможностей, самых разных, – море, обо всех, вероятно, и сами участники еще не догадываются. Аукцион идей – для любого желающего прийти, рассказать о себе и ждать ответа. Чаты – все будет… Для «ТЦ Достоевский», например, один из проектов – не на главной сцене – «Соня». Актриса произносит монолог Сони Мармеладовой, вернее, «цедит» фразу за фразой в одной из социальных сетей, ее собеседники – 20 мужчин, которые как-то на все это – конечно, по-разному и непредсказуемо по-разному – реагируют, а в зале эти 20 диалогов подвергают рефлексии 50 зрительниц. Только для женщин.
Ну а для основной – главной – сцены Александринки к началу фестиваля приготовили действо, которое предполагается сыграть сейчас дважды, а затем – только в сентябре. Игровая площадка вынесена в партер, а зрители сидят на сцене и в местах за креслами, то есть в амфитеатре. «Невский проспект», жанр обозначен – городские этюды, цепочка подслушанных на Невском сегодняшних разговоров, нанизанных на некий не сразу и не во всем уловимый гоголевский стержень. Милиционеры, девушки – разного поведения…
Валерий Фокин во вступительном слове к фестивалю замечает, что в ближайшие годы собирается идти навстречу молодежи. Первый такой вот шаг навстречу – «Невский проспект». Перед началом не раз предупреждают – на сцене будут ругаться матом. Но ругаются больше, чем хотелось бы. Очень много. Говорят, стариков-актеров это не смутило. А вот меня смутило, потому как – уж слишком много ругаются. Впрочем, были и сцены-откровения, потрясшая если не всех, так, во всяком случае, многих – хлестаковская сцена вранья в исполнении дворника-гастарбайтера, с понятными корректировками по тексту, но очень незначительными. Задевает. Еще как! Вдруг осеняет: так вот это о чем! Это – не безопасное вранье, нет, он не милый, и в этот момент новый «Невский проспект» вдруг как бы перехватывает эстафетную палочку от фокинского здешнего «Ревизора» и несет ее дальше, в неприятное и, боюсь, недалекое завтра. Хорошо, теперь есть где скрываться: тут и медиацентр есть, и образовательный блок, и сцены – одна над другой. И везде – двери крепкие, в некоторых случаях – даже железные.     
Санкт-Петербург–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
211
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
222
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
149
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
89

Другие новости