0
2820
Газета Культура Интернет-версия

20.03.2014 00:01:00

А у них во дворе…

Тэги: премьера, гогольцентр


премьера, гоголь-центр В SounDram’е только звезды – Владимир Меньшов и Валерий Гаркалин. Фото предоставлено пресс-службой Гоголь-центра

«Двор» – так называется новый спектакль Владимира Панкова, знаменитого тем, что свои спектакли, где бы их не ставил, он неизменно называет саундрамами. Это – жанр. Очередная премьера вышла в Гоголь-центре, куда худрук этого театра Кирилл Серебренников пригласил Панкова и его студию SounDrama в числе еще нескольких «постоянных временных» резидентов. Почти два часа без антракта. Овации в финале. Однозначно – успех. 

«Двор» Панкова – саундрама по пьесе Елены Исаевой. С Исаевой режиссера и музыканта Панкова связывают давние отношения: один из самых известных его спектаклей, а затем и дебютный фильм «Док.тор» сделан ими вместе. Пьеса, составленная из многих документальных рассказов, написана лет пять тому назад, Панков тогда же объявил о намерении ее поставить, но до сих пор, наверное, руки не доходили. Плюс – счастливо подоспело приглашение Серебренникова стать резидентом Гоголь-центра, поскольку до тех пор Панков был в Москве бездомным.

Исаева – из тех, кто на вербатиме собаку съел. Ее документальной пьесой «Про мою маму и про меня» открывался Театр.doc; «Док.тор» уже восемь с лишним лет остается одним из самых известных и успешных «доковских» проектов, даже вот фильм сняли, взяв за основу спектакль. И т.д., и т.д. 

Панков – из тех, кого любит и публика, и критики, и продюсеры. Читаешь опубликованный в программке его послужной список: он и в швейцарском театре «Види-Лозанн» успел поработать, и в ташкентском «Ильхоме», в Екатеринбурге – с «Провинциальными танцами». Изобрел не столько новый жанр, сколько новое слово – все спектакли он называет саундрамами, и в общем публика скоро понимает, что это такое и с чем ее едят: каждый звук – и слово, и стук предмета о сцену, и звук флейты, и хлопок в ладоши – все в его спектакле включается в музыкально-драматическую партитуру. 

До сих пор было так, зрители Панкова успели уже к этому привыкнуть.

«Двор», возможно, самое масштабное из всего, что делал Панков до сих пор. Звезды – Владимир Меньшов, Валерий Гаркалин, Алена Бабенко. Они – в ролях героев. Вокруг – «жители двора», мужчины и женщины. Плюс – музыканты, которые, как всегда, играют у Панкова вживую и находятся всегда на сцене. 

Нетрудно посчитать: одновременно на сцене находится до сорока человек, танцуют, поют, играют. Но чаще, к сожалению, просто присутствуют, не сильно радуя глаз. 

Исаева – из тех, кто ценит в театре человеческие чувства, не боясь сентиментальных слез в финале. Все это есть и в «Дворе», где «нарезаны» самые разные, более или менее пространные или совсем короткие – в две-три фразы – истории, которые из далеких 70-х и 80-х перепрыгивают в наше время, где встречаются уже состарившиеся, во всяком случае сильно повзрослевшие, Сашка, уехавший в Австралию и вернувшийся в свой старый двор, чтобы выполнить детскую клятву (Владимир Меньшов), и Генка-слесарь (Валерий Гаркалин). И публика, пришедшая в «место силы», собравшаяся в штаб-квартире нового театра, всего самого инновационного и… и т.д., в финале счастлива, глядя, как сверкает дискотечный шар зеркальными своими блестками, и готова плакать, умиляясь героям. Они говорят о счастье. «Двор» Панкова, можно сказать, это «Отморозки» наоборот, даже не наоборот, поскольку новый спектакль того отменить не может и не пытается оспорить его жестокой правды, это такая часть вторая. Получается такая дилогия «о счастье», которое, как правильно заметил еще Аркадий Гайдар, каждый понимает по-своему. 

Исаева, как всегда, пишет о любви, за что ей большое человеческое спасибо. Алена Бабенко, появляясь три или четыре раза, срывает аплодисменты, поскольку каждый ее выход превращается в отдельный номер-монолог, которые хороши и сами по себе, им все остальное, в общем, не очень нужно. Ее героине вообще повезло, добрая половина афоризмов досталась ей: «Искриться будем на стороне, а не в родном районе!» – один из многих. Но даже когда она переигрывает, у нее это получается обаятельно. Хорошие получились работы, даже несколько, поскольку в этом спектакле почти у каждого по нескольку ролей – у Анны Гуляренко и Сергея Шевченко, участников многих проектов Панкова.

Прекрасны – сами по себе, вместе и в отдельности, – Меньшов и Гаркалин, которые – это видно – понимают, о чем говорят. Они тут – как Белый и Рыжий. Хорошая и узнаваемая пара. Они и когда молчат, продолжают «существовать», за ними двумя было интересно наблюдать, даже когда, например, Меньшов просто молчал, стоя в профиль, и ел там что-то, пряник или печенье... Школа!

Ко многому остальному – вопросы, вопросы, то и дело возвращалось ощущение, что у Панкова не хватило времени, чтобы собрать спектакль, чтобы развести молодых актеров, которые порой передвигаются по сцене, подобно неорганизованному рою пчел. Вот еще вопрос: истории все происходят в Москве, пусть и в спальном районе, а ощущение какого-то очень провинциального сюжета не покидает ни на минуту. Это что-то значит или так получилось? Все-таки 70-е годы в Москве, даже в спальном районе, это – не Марьино наших дней. Другие люди. 

В программке можно прочесть, что в спектакле звучат музыкальные композиции в аранжировке… Но когда начинает звучать та или другая песня из репертуара Юрия Антонова, например, или кого еще из советских эстрадных звезд, поневоле недоумеваешь: где же аранжировка? Уж больно близки здешние аранжировки бесцветным, но не забытым еще оригиналам. То есть не покидала мысль, что спектаклю не хватило времени, хотя также – и фантазии режиссерской. Финал – наивен, но неинтересно наивен. Ведь и наивность может быть прекрасной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
1023
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
1139
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
373
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1529

Другие новости