0
13022
Газета Культура Интернет-версия

11.09.2014 00:01:00

Вчерашние хохмы

Тэги: театр, ленком, премьера, борис годунов


театр, ленком, премьера, борис годунов Марина Мнишек с прической Юлии Тимошенко и Лжедимитрий. Фото Александра Стернина предоставлено пресс-службой театра

Можно вообразить, что последующие спектакли будут принимать лучше, чем на премьере, когда в зале оказалось немало тех, кто видел прежние работы Константина Богомолова и отказывался в очередной раз радоваться уже виденным приемам «шоковой театральной терапии». На премьере «Бориса Годунова» в Ленкоме было много цветов и немного аплодисментов.

 От нового спектакля Константина Богомолова премьерная публика, конечно, ждала события. Ждали остросоциальных выпадов, пускай не более, но хотя бы не менее острых, чем это было в прежних его мхатовских спектаклях, в «Идеальном муже» и «Карамазовых», ждали новых «капустнических» номеров, которыми полны были эти прежние спектакли, вызывавшие скандальные протесты со стороны адептов христианской чистоты и общественной морали. Скандалов скорее всего «Борис Годунов» тоже не вызовет – от Пушкина, как говорится, не убудет, если посчитает нужным, Пушкин с Богомоловым объяснится как-нибудь потом, дай бог Константину здоровья и долгих лет жизни.

Можно предположить, что это сам режиссер решил себя обузить, воспользовавшись советом одного из героев Достоевского, а можно сказать, что не слишком-то напрягал свою фантазию. За ним следом и художник Лариса Ломакина выстроила на сцене среднестатистический «зал ожидания», конструктивно почти повторяющий тот, что был в их «Карамазовых» в МХТ. Те же экраны, хотя не такие затратные, как у Табакова, – несколько маленьких и два побольше. Ну, что же, один из более молодых коллег Богомолова не так давно заявил, что без экранов сегодня спектакль не может считаться современным.

«В эфире – Краков, программа «Познер в изгнании». Наш гость – политический эмигрант Гаврила Пушкин» – так начинает «Годунова» Константина Богомолова ведущая новостей на TV Елена Есенина. Она же играет потом Ксению, дочь Годунова, она же – трактирщица. Кстати, царевича Димитрия и сына Годунова в спектакле тоже играет не актер, а актриса – длинноногая красавица Мария Фомина. Об актерских ее достоинствах, увы, режиссер сделать выводы не дает. Сексуальная перверсия внятно тоже никак не обоснована.

«Привет, сестра!» – «Привет, брат!» – «Как ты?» – «Нормально»… – «Сука!» – «Скотина» – это из диалога Годунова и его сестры, которых играют Александр Збруев и Мария Миронова соответственно. Это несколько отличается от пушкинского текста, но к внедрениям в авторский текст сегодняшняя публика успела привыкнуть. Не Богомолов начал. Можно списком представить все отступления от первоисточника, то более, то менее удачные, то смешные, то не очень.

Как и в «Карамазовых», часть смысловой нагрузки возложена в «Годунове» на титры. В ожидании инаугурации нового царя на экраны последовательно, сменяя друг друга, выдается следующая информация: «Народ – тупое быдло», «Народ терпеливо ждет, когда ему скажут, что дальше». На сцене долго никого нет. Народ не безмолвствует, режиссер приложил немало усилий, чтобы и публика тоже подала голос, даже специальных людей отправил в зал, чтобы завести зрительское возмущение. Публика, привычная сегодня ко многому, не спешила присоединиться к протестам «засланного казачка», с которым, потерпев какое-то время его выкрики из зала, Годунов – Александр Збруев расправился решительно, выстрелив несколько раз подряд из… очешника. Скорчившись от боли, актер быстро оправился от этого расстрела и покинул зал. Когда Збруев надевает шапку Мономаха, на экранах – проезд президентского кортежа по обезлюдевшей столице. Глюкоза поет: «Танцуй, Россия!». В прежних спектаклях точно так же классические диалоги прерывались резкими внедрениями шлягеров Стаса Михайлова и др. В «Годунове», кстати, когда «руководство Кремля отдыхает на кремлевской лужайке», для них «поет» Андрей Макаревич: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир!..» Так что режиссер дает возможность немного повеселиться и тем, кто против нынешней власти, и тем, кто составляет те 85%, которые ее по-прежнему поддерживают. За это, я думаю, никто режиссера не осудит – ведь в театр ходят и те и другие. Театр должен учитывать разнообразие вкусов. В конце концов и Марк Анатольевич Захаров умеет высказаться так, что толком не поймешь, «за» он сказал или «против».

Пимен (Дмитрий Гизбрехт) здесь – татуировщик и летописи свои выбивает прямо на телах своих монастырских «сокамерников». Не очень смешно получается, но в оригинальности такому решению не откажешь. Чтобы публика не расслабилась и не поняла чего лишнего, когда он говорит о Грозном, на экране показывают Сталина. Когда вспоминают Курбского, на экране – Борис Березовский. Когда Годунов рассказывает, что достиг он высшей власти, между мальчиками и кровавыми смело проскальзывает неопределенный артикль «..дь». То ли целиком сказал, то ли послышалось? Одним словом, смело!

Спектакль Богомолова, новый, как и несколько предыдущих, это – такие «пятнашки», в которых режиссер путает шахматные фигуры с шашками, а классическую игру с детским «чапаевым» или «щелкунчиками». Чем отличается игра Виктора Вержбицкого в роли Зосимы и Смердякова от его же игры в «Годунове», где он – за двух братьев Пушкиных? – Ничем. И как всегда, несмотря на все «настольные игры», Богомолов дает тем не менее некоторым актерам проявить себя. Так, в «Годунове» видно, что Мария Миронова, которая играет Мнишек, – одна из лучших сегодня драматических и даже трагических актрис. А Збруев – по-прежнему в хорошей актерской форме.

Смотришь на сцену и видишь, что Богомолов, вероятно, был внимательным зрителем Театра Около. Но то, что у другого режиссера – у Юрия Погребничко – органичная речь, у Богомолова превращается в цепочку благоприобретенных приемов. Впрочем, к чему судить строго? Не все видели предыдущие спектакли Богомолова, а многие – никогда не бывали в Театре Около.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
258
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
270
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
181
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
116

Другие новости