0
2393
Газета Культура Интернет-версия

20.10.2014 00:01:00

Непрямая дорога от "Победы над Солнцем" к Pussy Riot

Тэги: перформанс, выставка, гараж, pussy riot


перформанс, выставка, гараж, pussy riot Без Pussy Riot история российского перформанса невозможна. Фото автора

К выставке «Перформанс в России: картография истории» «Гараж» шел долго – в 2010-м показав «100 лет перформанса» про этот жанр в мировом преломлении, через год привезя в Москву «бабушку перформанса» Марину Абрамович, которая, кстати, занимается проблемой сохранения и воспроизведения этого самого недолговечного из искусств. С теперешним показом порой хочется и поспорить – именно потому, что интересен, и спорить « интересно, а выставка среди устроенных «Гаражом» с момента переезда в Парк Горького в 2012-м – пожалуй, лучшая.

Перформанс испытывает на прочность окружающую реальность, исполнителя, ваше восприятие и часто – нервы. Недотеатр, недотанец, недо- много чего еще, он от многих взял понемногу, оставшись на перепутье видов искусства жанром прямого, часто более резкого высказывания, отсутствием или сокращенной до минимума дистанцией между перформансистом и публикой – и осев в «табели» по ведомству изобразительного искусства самым недолговечным жанром, от которого даже сегодня спустя ли 10 минут или день всего-то и будет, что фотографии да видеодокументация. Воспоминания. Есть насмешка судьбы в том, что музеи, которые итальянские футуристы прозвали кладбищами искусства (да-да, это уже набило оскомину), теперь действительно собирают что-то наподобие «кладбища», архив образов того, чего уж нет – начиная как раз с авангардистов, только российских.

Кураторы Юлия Аксенова и Саша Обухова собирали панораму. Цель, с одной стороны, ликбезная, с другой – исследовательская, раз это первый такой дайджест, в который попало около 200 перформансов. От авангарда с футуристической оперой 1913-го «Победа над солнцем» (с либретто Алексея Крученых и Велимира Хлебникова, с музыкой Михаила Матюшина и сценографией Малевича), с массовой инсценировкой «Взятие Зимнего дворца», главным режиссером которой в 1920-м стал Николай Евреинов, от «Симфонии гудков» Арсения Авраамова и агиттеатра «Синяя блуза» («трубача и глашатая революции», как прозвали себя актеры) – через «яму» сталинского времени к «играм разума» в серийных «Поездках за город» концептуалистов из «Коллективных действий» в 1970-х, к дурашливым, заводным вылазкам «Мухомора» в 1980-х, к ироничному витийству Дмитрия Александровича Пригова, к безбашенным выступлениям «Поп-Механики» Сергея Курехина. Оттуда – в «золотой век» московского акционизма 1990-х, дерзкого и часто агрессивного, с человеком-собакой Олегом Куликом, с Анатолием Осмоловским, взобравшимся на плечо великану-Маяковскому на Триумфальной («Путешествие Нецезюдика в страну бробдингнегов» (Маяковский – Осмоловский»), с Александром Бренером, зимой 1995-го вышедшим боксировать на Красную площадь с криками «Ельцин, выходи!»… В нулевых «на сцену» пришли Андрей Кузькин, Ольга Кройтор, и что-то щемит внутри, когда ступающая по битому стеклу Лиза Морозова читает свои дневники. Тут не обошлось без группы «Война», Pussy Riot (и те и другие – не с теми акциями, за которые их преследовали, но все ведь считывается, одновременно, надо думать, обозначая кураторскую позицию в многочисленных спорах, искусство ли это было или политика) и Петра Павленского. На хронологию здесь наброшена «сеть», как называют их кураторы, тэгов – «сценография», «костюм» (от футуристических гримов авангарда до перевоплощений Влада Мамышева-Монро), «интервенция», «коммуникация»… такой лексикон перформанса.

Описать все невозможно, говорить хотелось бы долго, но нужно – смотреть. Там приходят в голову странные мысли – что, например, советские спортивные парады, демонстрации «согласия» тоталитарного строя в нулевых переформатировались в новый виток массовых протестов (митинги 1990-х тут не вспоминают) несогласия. Хотя с чем-то хочется и поспорить. Если, например, есть сделанная Стасом Шурипой анимационная вариация на тему «Победы над Солнцем», почему нет (раз театр в авангардном разделе играет первую скрипку) театральных обращений к опере (которых было немало) или сделанной в прошлом году Русским музеем ее реконструкции? Раз есть квартирные перформансы второй половины века и раз показ стартует авангардом, отчего не припомнить и театральные кабаре как ориентированный в значительной мере на своих жанр? Или если за ближайшее будущее отвечает тут и «Арт-Абай», и «Белая лента. Всеобщая мобилизация» группы «Цветафор», повязывавшей белые ленточки памятникам и Пушкина, и Высоцкого, и Окуджавы, и Бродского, – почему не вспомнить про большой «Кочевой музей»,  ходивших в 2012-м по бульварам художников с мирным, но очень ясным протестным запалом?..

Еще нужно, конечно, сказать, что лаконичному в средствах и весьма эфемерному – для музейного экспонирования – перформансу в теперешнем показе «много к украшенью» способствовала архитектура пространства. Строило выставку бюро FORM, причем в прямом смысле слова: от авангарда, где гегемоном зал «разрезала» сценографическая – разноуровневая, провоцирующая динамику – конструкция «амазонки» эпохи Любови Поповой к «Великодушному рогоносцу» Мейерхольда – вверх по лестнице в 1970-е, где концептуализм, в духе движения, оставлен в архивном виде. А когда снова спускаетесь, миновав 1990-е, попадаете в темный зал с мониторами – недавние акции мелькают, как новостные сводки, и сперва через сетку, как за решеткой, потом «лицом к лицу» появляются Pussy Riot.

Перформанс, здесь приходится повторяться, несмотря на всякие медиа, все равно трудно сохранить иначе как в памяти. Это не столько лицо, которое можно запечатлеть, сколько выражение (не только лица, вообще – выражение), которое не повторится, это как скулы – то спокойны, то ходят ходуном, как вена на висках, то невидимая, то, надуваясь, пульсирующая. Как напряжение времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Электронное голосование проверяют на излом

Электронное голосование проверяют на излом

Дарья Гармоненко

Иван Родин

К выборам Госдумы-2026 дистанционных избирателей должно быть много

0
462
В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

0
344
Дефицита яблок на российском рынке не будет

Дефицита яблок на российском рынке не будет

0
337
Женщины могут увеличить экономику на 20%

Женщины могут увеличить экономику на 20%

Ольга Соловьева

При нынешних темпах сокращения неравенства полный гендерный паритет будет достигнут через 134 года

0
481

Другие новости