Сегодня свой юбилей отмечает Кира Георгиевна Муратова – режиссер с уникальным художественным взглядом, одинаково тонко умеющий показать как отношения между отдельными людьми, так и сложную, душную атмосферу всего общества.
Кира Георгиевна начала свою самостоятельную режиссерскую карьеру в конце 1960-х с, казалось бы, удивительно простой мелодрамы «Короткие встречи». Классический любовный треугольник был разыгран самой Муратовой, Владимиром Высоцким и тогда еще дебютанткой Ниной Руслановой. Но эту лирическую историю большинство зрителей смогли увидеть только в конце 1980-х, как и социальную драму «Долгие проводы». Эти картины, концентрирующие свое внимание на непростом человеческой характере и нравственном выборе, оказались в свое время «на полке»: слишком сложно в них был показан советский человек, слишком странные для того времени проблемы его мучали – не долг перед страной, а обычная жизнь со всеми ее тяготами и заботами.
В «Астеническом синдроме», который также чиновники из Госкино не пустили в широкий прокат, метания человеческие стали уже равны настоящему безумию. Атмосфера в стране менялась и это не могло не действовать на людей. Муратовой – одной из немногих в то время – удалось показать это страшное чувство сумасшедшей усталости от неизвестности, жизни, как в последний раз – с криками, необузданной экспрессией и чувством полного отрешения от действительности. Свой «Астенический синдром» Муратова тогда отправила на Берлинский кинофестиваль, не спросив разрешения советских чиновников от кино. Поступила по чести и совести, как и всегда. И поступила правильно – картина получила специальный приз жюри Берлинале, а имя Муратовой и по сей день олицетворяет – не советский, а, скорее, русскоязычный кинематограф – на самых престижных международных смотрах.
В России «мода» на Муратову началась в лучшем случае в середине 90-х, а, скорее, даже уже в 2000-х годах. В 1994-м на экраны вышла любовная драма «Увлеченья», таинственный антураж которой задавало место действия – ипподром. Но главной в ней стала неизвестная никому сценаристка, сыгравшая в фильме главную роль – Рената Литвинова, которая именно благодаря Кире Муратовой обрела свой имидж странноватой красавицы с особой манерой разговора. После «Увлечений» были «Три истории» и «Настройщик» - пожалуй, один из первых фильмов Муратовой, вышедший в действительно широкий прокат и сразу же хорошо воспринятый зрителями и критиками – в особенности, после «Чеховских мотивов» и «Второстепенных людей», настоящая ценность и сила которых стали понятны лишь по прошествии времени.
Киру Муратову часто обвиняли в мизантропии, но другого режиссера, умеющего так ярко и точно показать человеческую природу, пожалуй, больше и нет. Это она демонстрирует и в своих недавних картинах – двухновелльной театральной драме «Два в одном», жесткой социальной драме «Мелодия для шарманки» и черно-белом, стилизованном под кинопробы «Вечном возвращении». В последнем порой чувствуется квинтэссенция жизни Киры Георгиевны. В фильме собраны не только все ее любимые актеры, раз от раза разыгрывающие один и тот же диалог, но и стоящая над этим сюжетная линия о производстве фильма, когда продюсер, наделенный чуть ли не божественной властью, решает, дать деньги на фильм или нет. Кира Муратова смогла снимать свое, ни на что непохожее кино в любые времена – и когда были строгие, боящиеся всего чиновники из Госкино, и когда на смену им пришли пройдохи-продюсеры. Но кино Киры Муратовой, как и ее желание исследовать человеческую природу в предлагаемых страной, жизнью здесь и сейчас обстоятельствах, не изменились.
«НГ»