0
218
Газета Культура Печатная версия

08.06.2025 18:44:00

Петух Петя сыграл на столичной сцене с колумбийскими актерами

На Чеховский международный театральный фестиваль прибыли труппы из 12 стран

Тэги: москва, чеховский международный театральный фестиваль, иностранные труппы, колумбия, маркес, обзор


москва, чеховский международный театральный фестиваль, иностранные труппы, колумбия, маркес, обзор Повесть «Полковнику никто не пишет» колумбийская труппа разыграла в традициях народного театра. Фото с сайта www.chekhovfest.ru

В Москве продолжается XVII Международный Чеховский фестиваль, который продлится до 25 июля. В этом году форум привез в Россию труппы из 12 стран. Сегодня фестиваль переориентирован на страны Азии, Южной Америки, Ближнего Востока.

Сложнее всего приходится драме. Несмотря на качественный перевод, который фестиваль обеспечивает, национальные традиции, языковая игра не поддаются прямому переводу. Но программа этого года собрана блестяще, в традициях основателя старейшего московского театрального фестиваля Валерия Шадрина, который умел с разных уголков мира привезти самые актуальные спектакли. И постановки отзываются отечественному зрителю одним своим посылом. С такой мощной ноты драматическая программа фестиваля и началась в этом году: Театр Альсавари из Бахрейна (государство Персидского залива) сыграл в Москве антиутопию «Основание», а Национальный центр искусств и Мастерская народного театра Колумбии представили инсценировку повести Маркеса «Полковнику никто не пишет». Оба спектакля отражают рефлексию гражданских войн в ХХ веке.

Впервые театральный коллектив из Бахрейна выступил на российской сцене. По европейским меркам Театр Альсавари – молодая труппа, но в Бахрейне он входит в число трех старейших компаний, работая в экспериментальном направлении. «Основание» затрагивает вопросы ценности жизни, свободы и достоинства человека. Действие политической притчи испанского драматурга Антонио Буэро Вальехо (в авторском варианте – «Учреждение») разворачивается в странном помещении, населенном странными персонажами, как выясняется впоследствии, с очень разными мировоззрениями. На сцене то ли хоспис для умирающих, то ли камера смертников. Герои начинают с обсуждения того, как внутри распространяется запах отходов и разложения. Сначала речь, кажется, идет о поломке канализационных труб, но вскоре становится ясно, что это грубая, но точная метафора. Сценография прямолинейна: на сцене расставлены сливные бочки.

Из замкнутого пространства по одному забирают некие охранники – в один конец, иногда учиняя расправу у всех на глазах. Оставшиеся грызутся между собой в этой последней точке, постепенно теряя человеческий облик, гротескно превращаясь в недочеловеков. Кто-то умирает от голода и болезни в углу, кто-то пытается сотрудничать с вертухаями, выбивая себе жалкие преференции. Голод, унижения и страх доводят людей до последней степени отчаяния. По форме пьеса наследует классической антиутопии, в духе Оруэлла, а местами сильно напоминает «Мрамор» Бродского, где действие также происходит в замкнутой капсуле то ли античного прошлого, то ли недалекого будущего.

Сюжет достаточно предсказуем: борясь за свободу, герои приходят к ней не все и только тогда, когда уже мерещится последний луч света, только тогда они решаются на настоящий бунт против тоталитарной системы. Актерское существование серьезно отличается от российского. Дело в том, что бахрейнцы не просто создают драму с вкраплениями пластики. Они равноценно способны существовать в вербальном и пластическом регистре, создавая телом порой более выразительные миниатюры, чем речью или эмоциями. Гуттаперчевая природа восточных актеров вплоть до животной пластики, эффектно поддержанная музыкой и образным рядом, совершенно уникальна.

Колумбийская труппа сыграла в Москве самую знаменитую повесть Маркеса. Но в данном случае дело не только в известном всему миру названии. Тут важнее иное: Маркес для Колумбии в первую очередь не только и не столько лауреат Нобелевской премии по литературе, а национальный писатель, голос Колумбии, который «со страстью и трепетом описывал события в стране», по признанию режиссера. К слову, труппа была удивлена, что русские зрители хорошо знают творчество Маркеса, так как в Колумбии не представляют, что латиноамериканский классик практически сразу переводился в СССР.

1956 год, Колумбия. Семидесятипятилетний полковник в отставке, ветеран Тысячедневной войны после смерти сына вместе с женой влачит полунищенское существование и ждет пенсии, которую ему так и не выплачивают. Единственная его надежда – петушиные бои, чтобы выиграть деньги. Для чего он прилежно кормит петуха, доставшегося ему «в наследство».

Главным аттракционом спектакля стал живой дрессированный петух, который прекрасно себя вел на сцене, «уверив» зрителей, что он давно «работает» в театре, и каково же было удивление, когда потом оказалось, что это самый настоящий русский петух Петр, подыгравший колумбийцам!

Птица становится ожившим символом: для Полковника – это символ жизни, а для его жены (Патрисия Тамайо Саласар), напротив, символ смерти, так как петух принадлежал их погибшему сыну-революционеру.

Спектакль поставлен на сооснователя «Театра Свободы» в Боготе колумбийского артиста театра и кино Хермана Харамильо, он же уже много лет ведет и свою театральную школу. Благодаря его органичной, трагикомической игре повесть Маркеса зазвучала с новой силой: драма его героя, рисковавшего собой и своей семьей за государство и в конце жизни брошенного этим государством, обрела лирический оттенок фольклорной комедии (особенно за счет живой птицы в руках). Неунывающий Полковник вдруг стал похож и на романтика Дон Кихота.

Повесть колумбийская труппа разыграла достаточно традиционно, тут есть дань традициям народного театра. Режиссер Хорхе Али Триана, художественный руководитель независимого объединения (а в Колумбии под каждый спектакль собирается отдельная компания, государственных театров нет), выучившись в Пражской академии, собственно, и был в свое время основателем Народного театра в Боготе, и созданная им труппа оказала значительное влияние на театральную культуру страны. Кроме того, он сам был дружен с Маркесом и неоднократно инсценировал его произведения.

Интересно, что, как рассказал Харамильо, в 1960–1970-е годы театр в Колумбии был радикальным и даже политизированным, и среди главных произведений для сцены наряду с Маркесом, к примеру, выбирали «Мать» Горького в инсценировке Брехта.

83-летний Триана приехал вместе со своими актерами в Россию, чтобы не только представить свою постановку, но и прикоснуться к театральной святыне – местам жизни и работы Константина Станиславского. Они побывали во МХАТе им. Чехова и Доме-музее легендарного режиссера. И больше всего, по признанию, их поразило, что создатель главной актерской системы репетировал в своем доме до последних минут жизни. «Это значит, что страсть и жизнь пересеклись в одной точке», – сказала Вероника Триана, дочь колумбийского театрального деятеля.

Выступить в Москве приехавшие труппы считают большой честью, о чем с удовольствием рассказали на творческой встрече, а кроме того, все они были совершенно ошеломлены теплым и заинтересованным приемом российской публики. 10–11 июня колумбийцы сыграют еще и на Платоновском фестивале в Воронеже. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Что покажут в грядущие праздники на Первом канале и на "России"

Что покажут в грядущие праздники на Первом канале и на "России"

Вера Цветкова

О знаменитых спортсменах, героических пожарных и простых людях

0
1767
О реакции Трампа на ход российско-украинских переговоров

О реакции Трампа на ход российско-украинских переговоров

Вашингтону сложно понять, к каким компромиссам он может склонить Москву

0
3615
Башкирская "Гроза" не обошлась без подражаний

Башкирская "Гроза" не обошлась без подражаний

Елизавета Авдошина

В Москве завершается фестиваль "Золотая маска"

0
2051
На супертурнире Norway Chess завязалась невероятно интригующая борьба

На супертурнире Norway Chess завязалась невероятно интригующая борьба

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

Ханс Ниманн выиграл в Москве "ракетный матч" у Даниила Дубова

0
2300

Другие новости