0
2080
Газета Культура Печатная версия

25.12.2014 00:01:00

Вспышки фантазии в бумажной оболочке

Евгений Писарев о столетии Камерного театра

Тэги: камерный театр, александр таиров, алиса коонен, фаина раневская


камерный театр, александр таиров, алиса коонен, фаина раневская Фото сайта театра им. А.С. Пушкина

Московский драматический театр им. Пушкина отмечает 100-летие своего легендарного предшественника – Камерного театра. В честь векового юбилея сегодня здесь покажут спектакль, посвященный основателям Камерного театра – режиссеру-реформатору Александру Таирову и великой трагической актрисе Алисе Коонен. Худрук театра им. Пушкина Евгений ПИСАРЕВ рассказал о юбилейных мероприятиях журналисту Светлане ПОЛЯКОВОЙ

Какова программа юбилейного вечера? Ждет ли зрителя праздник?

– Удивительный Камерный театр возник ниоткуда в год начала Первой мировой войны и исчез в никуда после Второй мировой. 35 лет существовал абсолютно экзотический цветок в московском холоде. Пока не загнулся и не погиб. Поэтому вместо праздника будет рассказ о людях, которые пытались быть счастливыми в несчастливое время, пытались прожить цветную жизнь в черно-белом государстве. О живых людях с их обидами, страхами, звездными болезнями. Пьеса Елены Греминой, по которой мы ставим юбилейный спектакль, полностью документальна, там нет ни одного выдуманного слова. Но это не литмонтаж, а драма, составленная из документов, писем, воспоминаний и т.д. А кроме того, в спектакль вплетены и фрагменты из «Брамбилы», из «Адриенны Лекуврер», из «Оперы нищих» и из «Сакунталы»... На читке пьесы произошло бурное обсуждение. Ряд артистов не приняли пьесу. Потому что не хотели слышать о больном. Не хотели никаких ассоциаций и предупреждений. А хотели поучаствовать в красивом вечере, посвященном красивому театру. Но изучив огромное количество документов (и доносов), прочитав предсмертное письмо Таирова, я уже не могу делать просто красивый вечер. 

Вы будете играть Таирова?

– Я буду играть человека от театра из сегодняшнего дня, комментатора. Вика Севрюкова предложила сделать костюмы из бумаги. То есть как бы эскизы костюмов, дающие ощущение, что это шьется на тебе в данную минуту. И рвется. Таким образом, мы покажем не сцены из спектаклей, а вспышки фантазии. Таирова и Коонен на протяжении их жизни будут играть три разных артиста и три разные актрисы. Я воспринимаю этот спектакль как жест – недаром он называется «Спектакль-посвящение Камерному театру». В какой-то мере Театр Пушкина сможет еще раз поклониться театру-предшественнику и в чем-то покаяться за тех людей, которые уже покаяться не могут.

Спектакль войдет в репертуар?

– Посмотрим. Проблема в том, что в нем занята почти вся труппа. Кроме того, это дело затратное, а никакого специального финансирования у нас на это нет. Нет денег и на большую выставку, где мы надеялись представить материалы, которые в советское время были переданы Театром им. Пушкина Бахрушинскому музею. Мы сделали небольшую выставку в фойе. А на нашем сайте появился раздел «Архивы Камерного театра» – на сегодняшний день самый полный в открытом доступе архив Московского Камерного театра.

А история с мемориальной доской на здании театра так и не разрешилась? 

– Это тем более обидно, что в Москве нет ни центра Таирова, ни памятника, ни переулков – ничего. Есть, к примеру, Центр Мейерхольда, есть Театр Вахтангова, а имя Таирова в Москве никоим образом не увековечено. Причем маленькую мемориальную доску театр готов сделать собственными силами. Запрещено! Согласно закону 2009 года на учреждениях культуры запрещено вешать мемориальные доски.

Но ведь к театру примыкала его квартира!

– Квартира была пристроена после революции, и Алиса Коонен жила в ней до 1974 года. Сейчас там расположены гримуборные. Но даже со стороны квартиры доску повесить не разрешили. В ответ на отказ в нашем ходатайстве я написал письмо, которое подписали все ведущие деятели культуры: и Миронов, и Фокин, и Табаков, и Урин, и Бородин, и Хазанов, и Ширвиндт, и многие другие. Некоторые даже не только подписали, но и дописали какие-то убеждающие слова от себя. Письмо было направлено Собянину, но потом из Департамента культуры пришел отказ за подписью Зеленцовой, заместителя Капкова, мотивированный тем, что при всем уважении к товарищам Таирову и Коонен, положительное решение создало бы нежелательный прецедент. 

Предлагают ли чиновники какой-нибудь альтернативный способ увековечить имена создателей Камерного? К примеру, памятник?

– Как сказал мне Сергей Александрович Капков, памятник было бы проще сделать, чем мемориальную доску на здании. Но ничего конкретного не предложил. Но я верю тем не менее что доска будет, так же как, надеюсь, появится какой-то Фонд Таирова – после того как мы отпразднуем юбилей, я обязательно этим займусь. А пока мы восстанавливали могилы Таирова и Коонен на Новодевичьем кладбище, тоже бесхозные. Там был достойный памятник Таирову, который поставила еще Алиса Коонен с помощью своих друзей в 60-е годы. И приставленная к нему плита – надгробье самой Алисы. Все это сделано с большим вкусом, но, к сожалению, буквы отвалились, металл выцвел и т.д. 17 октября исполнилось 125 лет Алисе Коонен, мы всем театром поехали на ее могилу, возложили цветы. Неожиданно для себя я оказался чуть ли не единственным душеприказчиком Таирова и Коонен.

У них вообще плохо было с душеприказчиками – ни детей, ни учеников. После смерти Коонен даже вещи некуда было девать, хранились у знакомых, в частности у Раневской...

– Была еще проблема в том, что они жили гражданским браком, и Раневская, пользуясь своей кинематографической известностью, помогала доказывать, что Коонен – наследница. Когда я хожу по Москве и вижу мраморные указания, что здесь останавливался на пять минут Хо Ши Мин, а там выступал Ленин, мне кажутся такие предпочтения абсурдными. Получив отказ от чиновников, я обратился к СМИ – «Театрал», «Московский комсомолец» и «Эхо Москвы» активно на это прореагировали, руководство «Эха Москвы» предложило мне даже тайно повесить доску, с тем чтобы юридические последствия вызвали резонанс, завелось бы дело, и появится громкая тема для публикаций в прессе. Но тут я занимаю четкую позицию: я не ищу скандалов и сенсаций в этой связи. Я не хочу подпольно вешать доску в память о таких людях. Я понял, что сегодня могу точно сделать только спектакль-вечер, посвященный Камерному. А всю ситуацию с доской я отложил, но уверен, что не только не должен делать это тайно, но сама инициатива установки такой доски должна исходить от Департамента культуры г. Москвы, от Министра Культуры России. 

А спектакли восстанавливать не пробовали?

– Я не очень верю в эту идею. Нет ни съемок, ни подробных записей, как за Станиславским или Мейерхольдом делали, покадрово описывая постановки. Таировские спектакли остались в отдельных фотографиях и воспоминаниях. Но какие-то названия мы в афишу вернем. «Любовь под вязами» Юджина О'Нила – пьесу, которая была открыта для российской публики Таировым в Камерном театре, – начинает с нового года репетировать Юрий Бутусов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Даже льготная ипотека оказалась не по карману гражданам

Даже льготная ипотека оказалась не по карману гражданам

Ольга Соловьева

Около 80% жителей страны не имеют финансовых возможностей для покупки жилья

0
1588
Новая Конституция уже есть, нового курса развития – еще нет

Новая Конституция уже есть, нового курса развития – еще нет

Сергей Коновалов

Как решить институциональные проблемы российской экономики

0
1049
Патриотизм не рождается из абстрактной национальной идеи

Патриотизм не рождается из абстрактной национальной идеи

В чем конкретно должна заключаться объявленная государством приоритетность поддержки семьи и детей

0
787
Рюмочная для губернатора

Рюмочная для губернатора

Алкей

Повесть о том, что шаурма без капусты – это как выборы без протестов

0
762

Другие новости

Загрузка...