0
7124
Газета Культура Интернет-версия

04.06.2015 00:01:00

О пьющих мужьях и еврейском счастье

Тэги: театр, современник, премьера, людмила улицкая


театр, современник, премьера, людмила улицкая Янина Романова, Дарья Фролова и Инна Тимофеева в спектакле «Потанцуем...». Фото со страницы театра «Современник» в социальной сети Facebook

Театр «Современник» в этом сезоне отличается стахановской работоспособностью. Вчерашняя премьера «Потанцуем…» по Людмиле Улицкой – уже пятая по счету или четвертая, если не считать отложенный пока до лучших времен «Декамерон». Как в старые добрые времена, в нынешнем боекомплекте есть и советская классика, и зарубежная, а также современная зарубежная пьеса, а теперь вот  и современная отечественная. Правда, герои Людмилы Улицкой, которая сама написала инсценировку по своему же рассказу «Женщины русских селений», а вернее, три героини встречаются в Нью-Йорке в начале 90-х годов прошлого века. 

Людмила Улицкая любит писать про женщин, и ее проза пользуется успехом у читательниц. Любит она писать также и о евреях, чувствуя эту тему, как говорил один из героев Геннадия Хазанова, спинным мозгом. Вот и в «Потанцуем…» рассказывается история трех женщин, которые сталкиваются в квартире одной из них в Нью-Йорке в начале 90-х годов прошлого века. Эмма приезжает в гости к Марго из Москвы, а Марго, страдающая от своего сильно пьющего мужа, договаривается со своей подругой Верой, что Эмма остановится у нее. Встреча трех в разной степени советских и в разной степени русских женщин оборачивается хорошим, местами веселым, местами, конечно, полным безнадежного отчаянья застольем, где выпивки много, а закуски  почти нет или даже нет совсем. 

Другая сцена, на которой сыграли спектакль в постановке режиссера Анджея Бубеня, предполагает короткую дистанцию между актером и зрителем, а быстро приходящее к женщинам-героиням опьянение предполагает размашистую манеру игры. Забавно, что наиболее естественной в этих непростых условиях оказывается именно Вера (Инна Тимофеева), которая пьет, как говорится, не жалея сил и не думая ни о какой норме. И игра ее это, можно сказать, игра, отпущенная на волю, игра вразнос, однако же в этом разносе и воле не теряющая нюансов и «мелкой пластики». 

Когда она бросается подбирать упавший и рассыпавшийся по полу салат оливье, приглашая и других присоединиться к этому важному делу, в этой эксцентрике не теряется бытовая естественность ее разудалой героини. Характер по-прежнему живой и узнаваемый. А когда ее Вера запевает какую-то старую народную песню «А не кончится война, не выйдет замуж ни одна…», вмиг забываются вся только что творимая ею суета, беготня и кассета с Галичем, которому она только что подпевала не в такт, не в лад…

Когда она между прочим начинает нахваливать поставленную на стол нарезанную колбасу из индюшатины, которую так и не дает попробовать подругам, хочется после спектакля сломя голову бежать в гастроном и купить что-то похожее. Между делом она, среди прочей еды, упоминает форшмак, и после спектакля мы не смогли удержаться – заехали в кулинарию и купили. 

Жизнь актрисы в театре, в любом театре – загадка. Вот Тимофеева, которая становится в этом спектакле открытием: начинаешь перебирать, вспоминаешь, что да, хороша была не так давно в роли профсоюзной активистки, заводской начальницы главной героини во «Времени женщин», напориста и вместе с тем убедительна в таком знакомом, узнаваемом характере. Играет Ванду в «Крутом маршруте», но когда я смотрел этот спектакль несколько лет назад, эту роль играла другая актриса. Госпожа Ковылькова в «Хорошенькой»… Короче говоря, такая центральная роль у нее случилась впервые, во всяком случае, впервые за много лет. 

К сожалению, о других двух актрисах ничего хорошего пока сказать не могу. Что совсем не мешало зрителям сперва радоваться, а ближе к финалу горевать и даже утирать потоком льющиеся слезы. 

Улицкая – мастер мелодраматических сюжетов, одинаково трогающих и женскую, и мужскую половину зала. Впрочем, приемы, которыми она пользуется, можно назвать беспроигрышными: одна из героинь обнаруживается прямо в гостях, под утро, та самая, которая впервые приехала в Нью-Йорк, оказывается, больна, у нее рак, а в самом конце все три рассказывают свою жизнь до самой смерти и даже после нее. Как тут не заплачешь? Надо быть уж очень черствым человеком. 

Как всегда у Улицкой, героини обмениваются репликами-афоризмами: «Это очень трудно – легко жить!», или вот одна вдруг ставит диагноз русским женщинам в Америке: «Здесь они отчаянно жидовеют». Сами женские истории  в той или иной степени банальные, то есть самые что ни на есть жизненные. 

Как всегда у Улицкой, чувствуется, что автор – человек образованный, поэтому три приятельницы временами похожи на чеховских трех сестер, а когда Эмма вскрикивает: «Сколько лет я потратила на мужиков… А я могла быть доктором наук!..», конечно, вспоминается соответствующая реплика дяди Вани. 

Рассказывают, что народная артистка России Светлана Крючкова прославилась в свое время, кроме прочего, тостом «за великих русских женщин и их еврейских мужей». Ну вот примерно об этом, вернее, о таких и рассказывается в пьесе Улицкой. Мужья, правда, у всех у них пьющие, у Веры к моменту встречи даже успел умереть от цирроза печени. Но без цирроза какая ж мелодрама? Без цирроза никак. А как только разбираются с мужским пьянством, тут Эмму настигает рак. Почему-то наши писатели не умеют писать мелодраматические истории, чтобы в них не было онкологии. Что и говорить, прием верный. Впору вспомнить диалог старой графини с внуком Томским, когда она просит его прислать «такой роман, где бы герой не давил ни отца, ни матери и где бы не было утопленных тел. Я ужасно боюсь утопленников!» – «Таких романов нынче нет», – честно отвечает тот.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
766
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
717
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
837
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
732