0
2964
Газета Культура Интернет-версия

17.04.2017 00:01:00

Йозеф К. переехал в русскую глубинку

Тэги: театральный конкурс, золотая маска, глазов, парафраз, дамир салимзянов, кафка, процесс


театральный конкурс, золотая маска, глазов, парафраз, дамир салимзянов, кафка, процесс Немецкую философию глазовцы разбавили русскими популярными песнями и национальной тоской. Фото Лии Вересовой предоставлено пресс-службой фестиваля

Конкурс премии «Золотая маска» подходит к концу. Награждение состоится уже в среду, 19 апреля. Пока же в Москве выступают последние номинанты. Глазовский театр «Парафраз» из Удмуртии сыграл авторскую версию абсурдистского романа немецкого классика.

«Парафраз» – необычный театр на карте России, его можно сравнить, наверное, только с маленькими  театрами Красноярского края (из Шарыпова, Лесосибирска, Мотыгина). «Парафраз» – театр муниципальный, небольшой (актеров всего 14 человек), его истоки – в театре народном, некоторые актеры добирали профессию параллельно с работой на сцене. Такие театры творчески выживают за счет сильных лидеров. Нынешний худрук театра «Парафраз» – Дамир Салимзянов, актер, режиссер, драматург, уже больше 10 лет развивает труппу и репертуар. В позапрошлом году  в офф-программе фестиваля театр участвовал с новогодней полудокументальной драмеди о женской доле «Дуры мы, дуры», полностью раскрывающей комедийный потенциал труппы.  

Своих зрителей театр наверняка знает в лицо: население города Глазова меньше 100 тыс. Поэтому коллаборация с публикой здесь мера необходимая. Этим  можно объяснить  и особый взгляд на кафкианский «Процесс». Дамир Салимзянов написал свою инсценировку по мотивам, поставил и визуально оформил спектакль. 

Весь выморочный, инфернальный ландшафт романа опрокинут режиссером в утрированный российский быт. Главный сценографический образ спектакля – ковш бульдозера. В самом начале действия, в качестве пролога – символичная сценка. Водитель бульдозера с громкоговорителем пытается переспорить одинокого пикетчика, который, лежа на шоссе, бунтует против сноса его дома-пятиэтажки. Так что последующее противостояние Йозефа К. (среди разъятого ковша, готового его поглотить) системе – обреченный бунт одиночки. Скорее даже не системе, а среде. Ее главные носители – добрые гопники на службе аморальной администрации города.  Провинциальная шпана оттесняет и выталкивает неуместно рефлексивного  и «незамусоленного» – офисный костюм с иголочки – банковского клерка Йозефа К. 

Владимир Ломаев играет его податливым и внушаемым – он через силу, но соглашается  на все условия своего Процесса. Но актер не отпускает с красивого лица брезгливо-презрительной усмешки, как бы догадываясь, что роковым образом попал в абсурдное зазеркалье – лопасти ковша бульдозера зеркальной поверхностью отсвечивают в зал. 

Как в лабиринте кривых зеркал, его ждут бессмысленные встречи с людьми – фриками. Полуслепой, лебезящий служка в суде (Евгений Иванов), вместо написания бумаг лопающий пузырики на пленке. Его полногрудая, ластящаяся к каждому встречному жена (Александра Конькова). Иван Васильев – хрупкий артист с детским лицом – точно  и крупно играет  сразу двух запоминающихся героев –  студента, занятого бесконечным процессом самоудовлетворения, и  коммерсанта Блока, который как осиновый лист дрожит перед адвокатом и добровольно, без тени сомнения снимает штаны для публичной порки. 

«Процесс» Кафки камертоном времени плотно вошел в репертуары театров последних сезонов. Тимофей Кулябин в «Красном факеле» ставил роман как фильм в театре (см. «НГ» от 17.10.16) – выхолощенный, стерильный, кстати, тоже не обошедший мотива проснувшегося садомазохизма  общества. Все герои  «Процесса» в этой постановке живут под взглядом вездесущих камер.  

Трактовка театра «Парафраз», как бы вымывающая из романа весь литературный пафос, заостряющая обыденный социальный абсурд (гротескные, острохарактерные роли составляют эту народную галерею), близка к сатирическому изображению жизни. Дамир Салимзянов уходит от любимого хода в трактовке этого мрачного произведения запугать зрителя, а  вместе с ним смеется над несовершенством действительности, хаотично нагромождая все приметы пародийной провинции – от попсы из колонок до штанов с лампасами.  

Салимзянов играет несколько  ролей второго плана (это одна из номинаций спектакля).  Вначале он зачитывает Йозефу главу Конституции России как сказку  на ночь, убаюкивая  завиральными постулатами: «Достоинство личности охраняется государством», «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению». Затем художником-пропойцей Титорелли увещевает выбрать между мнимым оправданием  и волокитой, попутно сыпя авторскими перлами: «Достаточно того, что мы живем в свободной стране, а личная свобода для каждого – это, знаете ли, перебор». В финале судебным Капелланом он пересказывает Йозефу К. притчу о вратах Закона как простой сказитель, разжевывая выводы и простодушно удивляясь тугодумству обвиняемого. Эта сцена в шумном спектакле, заведомо интимная, подводит промежуточный итог, вскрывая еще один пласт «Процесса» – самосуд совести человека. 

Ясно, что многим спектакль глазовского театра, где рафинированный Кафка занижен до среднерусской расхлябистости, одержимости, недалекости (в одной из показательных сцен спектакля судебные приставы с жаждой наживы наспех рассовывают по карманам нижнее белье обвиняемого – «у меня семья, а он вообще жениться собрался»), может показаться забавным, но не глубоким памфлетом. Тем более что в столичном контексте спектакль, конечно, бледнеет за счет своей наивности. Но она же – его сильная сторона.

В глаза бросаются недавние новостные сводки: обвиняемый был вызван в Следственный комитет, у его здания он простоял более часа, но внутрь его так и не пустили. «Однако, врата  Закона,  как всегда, открыты, привратник  стоит  в  стороне,   и   проситель,   наклонившись, старается  заглянуть  в  недра  Закона» – Кафка, 1915 год.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
681
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
832
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
964
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
937

Другие новости