0
6375
Газета Культура Печатная версия

05.07.2021 17:13:00

Танцуем Чехова, или оглушительная мораль

Мировая премьера балета "Чайка" в Большом театре

Тэги: большой театр, премьера, балет, чайка, илья демуцкий


большой театр, премьера, балет, чайка, илья демуцкий Аркадина в этом спектакле – прима-балерина, народная артистка. Фото Елены Фетисовой/Большой театр

Закулисье балетного театра, тату на голом торсе под черной косухой, полуразоренное хозяйство, пара живых овчарок, громадная неваляшка и педальные машинки, ржавый трактор и такой же ржавый глушитель как главный аргумент. Многие ли угадают, что за пазл предлагается сложить из этих элементов? А это – «Чайка». Четырехактный балет Ильи Демуцкого по самой репертуарной пьесе Антона Чехова.

За 125 лет, что «Чайка» не сходит со сцен всего мира, ее так никто и не разгадал. Не сходятся даже в том, есть ли в ней что разгадывать. Споря о замысле автора, назвавшего свою пьесу комедией, в каких только жанрах и стилях ее не ставили! Как только не трактовали! В конце концов, оказывается, любопытнее всего следить за тем, чего в каждую эпоху тому или иному постановщику в пьесе недостает (или чего он не разглядел) и чем тот или иной интерпретатор эту недостачу восполняет.

Хореографу Юрию Посохову и режиссеру Александру Молочникову в «Чайке», похоже, не хватило определенности. У Чехова ни за кем нет одной окончательной правды, ни для кого нет одной локальной краски. У него не было рецепта для решения экзистенциальных вопросов. Не было лекарства от любви. И от нелюбви не было. Очень понятно и органично, что ставшее крылатым выражение Герцена «мы вовсе не врачи – мы боль» неоднократно приписывалось Чехову.

В новом спектакле Аркадина (Светлана Захарова) – народная артистка, прима-балерина, Тригорин (Артемий Беляков) – известный красавец (и только), а Треплев (Артем Овчаренко) – юный неврастеник, капризный подросток, за недостатком материнской любви стремящийся привлечь к себе внимание, выкидывая всевозможные фортели. В финале бенефиса Аркадиной, на триумфальных поклонах, он взрывает благопристойность белого балета чернотой своих косухи и тату. Бунтарский язык его тела предсказуемо отличается от округлого выговора классической балерины и ее окружения. Матери-эгоистке это внушает сомнения во вменяемости сына, и она не находит ничего лучше, как попросить доктора вколоть мальчику снотворное. Совсем в духе карательной психиатрии. Подобные ассоциации поддерживает и появление в усадьбе (в спектакле это деревня, куда мать сослала Костю) двух мощных и явно прекрасно обученных немецких овчарок. Трудно сказать, против них или против людей Костя вооружается подобранным тут же ржавым глушителем.

Первый сценический опыт Треплева – индустриальная мистерия. Авангард вытесняет традицию. Место театрального оркестра занимает мистический трехметровый гонг. На смену многослойному муслину классических пачек приходит хай-тек металлик купальника Нины Заречной.

Нина (Мария Виноградова) – девица определенного сорта. Вполне современный тип жеманной кокетки. Не столько юношески пылкой, сколько холодно расчетливой. При победном явлении матери сын ее уже не интересует. Аркадиной она льстит, Тригорина обольщает. Что и говорить, социальный лифт требует смазки.

Расплачиваются за все несчастная птица (в истерике Треплев забивает чайку голыми руками) и несчастный мальчик (облившись бензином в кабине брошенного трактора, он поджигает себя).

Четырехактный балет уложен в два отделения с одним антрактом. В первом очевидна рука режиссера. Продуманный ритм, отсутствие длиннот, умелое выстраивание симультанного действия на разных площадках и планах.

Второе отделение выглядит иначе. Как смена эпизодов, между собой не связанных. Режиссер будто бы устал логично выстраивать действие и просто собрал кое-какие идеи. Правда, нашлись они не для всех. Про доктора Дорна (Вячеслав Лопатин), к примеру, так ничего и не придумано. Отведенное ему пластическое соло – монолог ни о чем.

Большая сцена отдана свадьбе страдающей от неразделенной любви к Треплеву Маши (Анна Балукова) с безликим чучелом (Медведенко в действующих лицах балета не значится, его роль исполняет манекен) – то ли «Кубанские казаки», то ли «Стряпуха», то ли «Прошлым летом в Чулимске».

Следующий пункт дивертисмента – сцена, в которой Аркадина и Сорин (Руслан Скворцов), подобно Раневской и Гаеву из «Вишневого сада», вспоминают детство. Сцена с игрушками, машинками и делаными улыбками затянута и сочинена, похоже, исключительно для того, чтобы в ее финале, точно поломанная игрушка, откуда-то выкатился перебинтованный Треплев. Чеховской глубины и драматичности нет и следа. Мать-эгоистка, понятно, не находит в душе места для сына. А при появлении воркующих Нины и Тригорина обоих и вовсе целиком поглощает ревность.

В четвертом акте Треплев уже не бунтарь, а конформист. На нем подобный тригоринскому костюм. Он подражает известному красавцу и в пластике. Но… Измена самому себе, выводят мораль постановщики спектакля, даром не проходит. Ни дотянуться до блистательного красавца-профи, ни вернуться к себе прежнему не получается. Да и внезапно появившаяся коварная изменщица Нина стремится только к одному – обратить на себя внимание давно бросившего ее Тригорина. Треплев грубо вышвыривает свою первую любовь из комнаты (должен был бы забить, как когда-то чайку). Ему безнадежно мала подростковая косуха – символ чистоты и творческих надежд. Да и тату на теле почти стерлись. Словом, жить больше решительно нечем. И он перестает жить. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Отец Сергий выходит на охоту за героями русских сказок

Отец Сергий выходит на охоту за героями русских сказок

Наталия Григорьева

Героем нового сериала становится бывший священник, вооруженный осиновым колом

0
1097
Премьера спектакля "Жизнь есть сон" в Электротеатре Станиславский завершила фестиваль "Территория" в Москве

Премьера спектакля "Жизнь есть сон" в Электротеатре Станиславский завершила фестиваль "Территория" в Москве

Вероника Словохотова

Темница инстинкта и качели чувств

0
1062
В начале была музыка. Как проходят "Дни Савелия" в РАМТе

В начале была музыка. Как проходят "Дни Савелия" в РАМТе

Вероника Словохотова

0
2466
Бенедикт Камбербэтч сходит с ума по кошкам

Бенедикт Камбербэтч сходит с ума по кошкам

Наталия Григорьева

Актер сыграл в биографической картине про британского анималиста Луиса Уэйна

0
1789

Другие новости

Загрузка...