0
1485
Газета Экономика Интернет-версия

05.05.2001 00:00:00

Стратегия регулируемой нищеты

Юрий Чернов

Об авторе: Юрий Иванович Чернов - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН.

Тэги: доход, реформа, стратегия


доход, реформа, стратегия

ПОРОЧНАЯ практика реформирования российской экономики показала, что при составлении всевозможных экономических программ и принятии антиинфляционных мер вопросы политики доходов не только не решаются, но и вообще не ставятся в качестве одного из решающих условий осуществления этих программ. При всей очевидности истины, что в мобилизации трудовых ресурсов, в повышении эффективности их использования состоит магистральный путь послекризисного подъема экономики, наше общество до сих пор не вполне осознало, что безработица и отсутствие сколько-нибудь внятной политики доходов являются наиболее опасными по своим последствиям факторами роста нищеты, социальной напряженности и увеличения имущественного неравенства граждан.

Дегуманизация экономических отношений

Идеологи реформ не замечают основного своего противоречия - они хотят в условиях всеобщего социально-экономического декаданса развить ускоренное экономическое движение и отрицают основной источник творческого движения трудящегося человека. И вызвано это не только дегуманизацией экономических отношений, катастрофическим переходом к монетарным средствам управления экономикой, резким расслоением общества по уровню получаемых доходов, но и характерной особенностью российских реформ - приоритетом приватизации как средства оживления экономики. При этом часто упускается из вида тот факт, что возникающий в ходе приватизации слишком высокий темп частнокапиталистического накопления неизбежно обусловливает чрезмерно высокую долю прибыли в национальном доходе и резко уменьшает долю трудовых доходов, неизбежно вызывая процесс обнищания основной массы трудящихся.

Доля населения, находящегося за чертой бедности, даже по официальной оценке, составляла в последние несколько лет треть населения.

Общепризнанным критерием оценки "присутствия" государства в процессах формирования доходов является соотношение минимальной зарплаты с фактическим средним уровнем зарплаты, а также с прожиточным минимумом. Согласно российскому законодательству, минимальная зарплата относится к основным социальным гарантиям, предоставляемым населению.

Особенностью российской системы минимальной зарплаты является то, что на ней базируется минимальная тарифная ставка - ставка 1-го разряда Единой тарифной системы. В соответствии с постановлением правительства, эта ставка в 2000 году составила 132 руб., а в 2001-м - 200 руб.

Однако несмотря на существенный рост минимальной зарплаты, сопоставление ее с прожиточным минимумом и со средней зарплатой показывает полную бессмысленность установления минимальной зарплаты в таких размерах. Тарифная ставка 1-го разряда, например, в 1998 году составляла всего 11% прожиточного минимума. Другими словами, минимальная зарплата, не обеспечивая минимума средств, необходимых для жизнедеятельности, не поддается какому-либо содержательному толкованию.

Подобную политику доходов, законодательно устанавливающую базовые ставки на столь низком уровне, можно охарактеризовать как рестрикционную (ограничительную), которая, по сути дела, подрывает основы физиологического воспроизводства населения и ориентирована, как это ни тяжело признать, на усиление процесса депопуляции населения. Здесь уместно напомнить, что еще в 70-х годах утвержденная в нашей стране минимальная зарплата превышала прожиточный минимум на 40%. К примеру, в последние годы в США федеральный минимум зарплаты составлял порядка 40-50% средней зарплаты.

Однако нельзя строить себе иллюзий, что только с помощью мер по повышению уровня минимальной зарплаты можно существенно снизить уровень бедности. В США, где минимальная зарплата за последние 15 лет выросла почти в 2 раза, не была достигнута покупательная способность минимальной зарплаты 1981 года.

Перераспределение доходов

В то же время уменьшение неравенства доходов, как показала практика экономической политики в США, на 80% обеспечивают трансфертные платежи и льготное кредитование личных доходов, которыми охвачено примерно 18 млн. человек. Здесь важно отметить, что налоговая система оказывает лишь умеренное воздействие на перераспределение доходов, в то время как система трансфертных платежей (в том числе и в натуральном выражении) подпитывает 75% населения с самым низким уровнем дохода, практически являясь наиболее важным средством ослабления бедности в США.

Отсутствие подобной системы трансфертных платежей, а также принятая в России с 1 января 2001 года регрессивная шкала налогообложения зарплаты наиболее тяжело скажутся на бедных слоях населения. Замминистра финансов Сергей Шаталов утверждает: при регрессивной шкале налогообложения чем больше выплачивается зарплата, тем меньше налогов платится с каждого последующего рубля и тем меньше будет происходить выплат зарплаты через нелегальные механизмы. Для нас вполне очевидно, что подобное либеральное заигрывание с укрывателями сверхвысоких доходов в конечном итоге не будет способствовать сглаживанию неравенства доходов.

Можно предположить, что отмеченная выше явная неадекватность основных показателей политики доходов задачам повышения благосостояния населения объясняется не столько ошибками текущей экономической политики и незавершенностью реформ, сколько глубокими макроэкономическими диспропорциями, вызванными структурными перекосами и подпитываемыми ползучей инфляцией и громадной безработицей. В пользу такого предположения говорит ряд фактов. Во-первых, падение реальной зарплаты за восемь лет переходного периода (с 1991 по 1998 год) было на 12% глубже, чем общее уменьшение ВВП. Во-вторых, несмотря на громадный рост безработицы, снижение реальной зарплаты на протяжении этого периода было существенно ниже падения производительности труда. И, наконец, в-третьих, до сих пор не нашла удовлетворительного объяснения устойчивая понижательная тенденция доли зарплаты в ВВП, которая составляет в настоящее время только одну треть, тогда как в экономически благополучных странах 60-70%.

С макроэкономических позиций можно дать следующее объяснение этой неблагоприятной тенденции: существует закономерность, согласно которой при нестабильности цен в условиях постоянного инфляционного давления зарплата, как правило, постоянно отстает в своем номинальном росте от динамики производительности труда, что в итоге вызывает уменьшение относительной доли зарплаты в ВВП. А в конкретной рыночной среде, ориентированной на максимализацию прибыли, уменьшение доли труда в национальном доходе происходит через механизм перераспределения (с помощью инфляции) дохода в пользу держателей капитала, что мы и имели возможность наблюдать в российской экономике.

Норма эксплуатации

Все эти процессы привели в итоге к тому, что в России в последние годы отмечается чрезмерно высокая норма эксплуатации (определяемая отношением прибыли к зарплате). Согласно расчетам академика Дмитрия Львова, в РФ на 1 доллар зарплаты производится 4,6 долл. ВВП, в то время как в США только 1,7 долл., т. е. на один доллар зарплаты российский среднестатистический работник производит примерно в 3 раза больше конечной продукции, чем аналогичный работник в США.

Другими словами, рентабельность труда (как отношение прибыли к численности работников) в России существенно превосходит американскую, что начисто опровергает утверждение некоторых наших радикал-реформаторов о том, что в России малодоходный труд, а потому и оправдана возникшая в годы либеральных реформ крупномасштабная безработица и, соответственно, низкий уровень благосостояния населения.

Если вспомнить аксиому экономической политики - реальный экономический pocт в восстановительный период происходит исключительно за счет роста производительности труда и вовлечения дополнительной рабочей силы из числа безработных, то станет понятным, почему недооценка воспроизводственной роли трудового потенциала является принципиальным недостатком проводимой в РФ экономической политики, ориентированной в основном на финансовые, а не социальные источники развития.

Разрыв между производительностью труда и его оплатой есть главная, подпитываемая инфляцией и безработицей макроэкономическая диспропорция, ставшая основной причиной роста нищеты в России. И механизм этого процесса довольно прост: если реальная зарплата снижается больше, чем это можно было ожидать исходя из падения производительности труда, то это означает только одно - через механизмы цен идет перераспределение доходов в пользу держателей капитала.

В программах реформирования экономики России в самом подходе к политике доходов не нашлось места показателю производительности труда, хотя очевидно, что превышение роста производительности труда над ростом доходов является решающим фактором безинфляционного роста не только зарплаты, но и всей экономики. С позиции этого критерия можно определить и верхнюю границу роста доходов, имея в виду, что нижний предел доходов естественным образом устанавливается уровнем прожиточного минимума. Заметим здесь, что вопрос об ограничении доходов сверху в настоящее время вообще не поднимается: согласно либеральной доктрине, такой подход противоречил бы свободе предпринимательства, и вообще для этих целей достаточно системы налогообложения. И тем не менее для создания условий безынфляционного pocта доходов, по нашему мнению, в российской экономике крайне необходимо устанавливать их верхнюю границу, например, в виде предельного соотношения зарплаты к производительности труда. Граничные (предельные) значения этих соотношений должны устанавливаться на макроэкономическом (народно-хозяйственном) уровне и именно по той причине, что взаимосвязь между динамикой цен и доходов определяется состоянием всего рынка труда и такой важнейшей его характеристикой, как безработица. Дело в том, что степень раскручивания инфляционной спирали "цены-зарплата - цены" предопределяется не только динамикой доходов, но и безработицей, рост которой в определенной степени гасит инфляцию. В последние годы отчетливо проявилась закономерная тенденция: резкое снижение темпов инфляции происходит за счет роста безработицы.

Директивный подход

Принципиально важно заметить, что политикой доходов решаются задачи, которые не охватываются фискальной политикой, занимающейся взиманием налогов с уже полученных доходов.

С целью создания условий для неинфляционного экономического роста политика доходов в ее практическом приложении предполагает установление государством особых правил определения зарплаты и цен. Эти правила принимают форму директив или ориентиров и наиболее популярны в странах, где рынки продукции и трудовых ресурсов в высшей степени дезагрегированы и политическая среда в обществе требует открытых процессов.

Директивный подход, как правило, начинается с составления в самом общем виде представлений об инфляционном процессе и протекает от составления общих макроэкономических ориентиров к определению затрат и цен для отдельных отраслей и предприятий. Основополагающий принцип политики доходов при этом формируется следующим образом: средний по народному хозяйству рост производительности труда может служить в качестве пороговой величины для неинфляционного роста зарплаты. Со стороны цен ориентиром может выступать ограничение их увеличения ростом удельных издержек труда. С помощью этих ориентиров устанавливается сначала на уровне народного хозяйства и затем в отраслевом разрезе верхняя граница роста доходов.

На уровне отдельных отраслей общие директивные указания заключаются в том, что рост оплаты труда не должен превосходить темп роста производительности труда в целом по всей экономике. Изменение цен на продукцию отдельных отраслей пропорционально изменениям удельных затрат труда и сырьевых материалов. Таким образом, рассматриваемый подход требует снижения цен в тех отраслях, где рост производительности превосходит ее рост в целом по экономике, и соответствующего увеличения цен в отраслях с низким ростом производительности труда. При таком подходе результатом будет стабильный общий уровень цен и пропорциональные (в меру роста производительности труда) зарплаты для всех рабочих.

Практика показала, что для ограничения источников избыточной частнокапиталистической власти путем демонополизации и развития конкуренции требуется много времени. Поэтому у государства и не остается иного выбора, кроме как применять политику доходов с помощью "видимой руки", регулирующую pост благосостояния граждан. Положительная роль политики доходов может проявится прежде всего в контроле над рынком труда и в борьбе с нищетой. От того, как работодатели определяют зарплату рабочих, зависит уровень безработицы, необходимый для ограничения инфляции.

Это принципиальное положение имеет огромное практическое значение для решения вопроса о том, насколько необходимо для РФ централизованно скоординированное установление зарплаты в отдельных отраслях. Для того чтобы предотвратить избыточную власть частного капитала при установлении цен и зарплаты, нашему обществу нужно прежде всего прийти к пониманию хозяйственной жизни как социального служения общенациональным интересам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Михаил Сергеев

Правительство отобрало 6 тысяч объектов благоустройства по результатам голосования граждан

0
849
Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

0
495
Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

0
454
На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

Дарья Гармоненко

Первый зампред ЦК Афонин утверждает, что чисток не предвидится

0
684

Другие новости