0
1680
Газета Экономика Интернет-версия

13.03.2008 00:00:00

ГЛОНАСС превращается в "чёрную дыру" бюджета

Тэги: глонасс, бюджет


Сегодня правительство подведет итоги выполнения в 2007 году федеральных целевых программ (ФЦП) и мероприятий Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Первому вице-премьеру Сергею Иванову это заседание, видимо, доставит немало неприятных переживаний. Ведь из пяти ФЦП, исполнение которых будет признано «проблемным», четыре курирует лично он.

Общую ситуацию с реализацией ФЦП и ФАИП в прошлом году в Минэкономразвития оценивают со знаком плюс. Фактическое использование средств, выделенных на эти программы по итогам года, оказалось на 5% лучше, чем в 2006 году, достигнув 99,1%. Впрочем, как заявил вчера на брифинге журналистам представитель МЭРТа, определенные проблемы все-таки остались. «Ситуация улучшилась, но не настолько, насколько хотелось бы», – отметил чиновник.

Наибольшие сложности выявились при реализации пяти ФЦП, причем по странному стечению обстоятельств за выполнение четырех фактически проваленных программ несет ответственность Сергей Иванов. Самыми проблемными признаны ФЦП «Электронная Россия» и «Безопасность дорожного движения», а также создание отечественной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и промышленной утилизации вооружений и военной техники. Представитель МЭРТа подчеркнул, что срыв выполнения этих ФЦП произошел «из-за недостаточно реалистичной оценки их индикаторов». Ответственность за это формально в первую очередь лежит на руководителях министерств и ведомств. Однако по логике личную ответственность за ошибки подчиненных должен нести первый вице-премьер, курирующий эти направления, в соответствии с распределением обязанностей между заместителями председателя правительства.

Шанс исправиться у Иванова появится лишь в случае, если ему найдется соответствующая должность в составе нового правительства. В противном случае ему предстоит оставить кому-то другому целый лес проблем и нерешенных вопросов. В первую очередь – с ГЛОНАСС. Российский аналог и альтернатива американской спутниковой навигационной системы GPS создается по инициативе президента Владимира Путина. И пока особых прорывов нет, только огромные затраты федерального бюджета. В 2006 году они составили 4,7 млрд. руб., в 2007 году – 9,8 млрд. руб., на 2008 и 2009 годы запланировано соответственно – 10 млрд. и 10,7 млрд. руб. Однако на орбите не хватает спутников, продолжительность их «жизни» ограничена 3–5 годами, а желательно, чтобы они надежно работали не менее 7 лет. Роскосмос потребовал удвоения расходов на финансирование этой программы. Будут ли удовлетворены возросшие аппетиты бюджетополучателя, неизвестно, по признанию чиновника из МЭРТа, в настоящее время заявка обсуждается.

Впрочем, как отмечает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян, ГЛОНАСС жизненно необходим России, поскольку в технологическом плане наша страна никакого другого рывка сделать просто не может. Такой возможностью нужно воспользоваться, особенно с учетом наших передовых позиций в космосе. Кроме того, подобный рывок позволил бы России встряхнуть собственную электронную промышленность. «Если говорить о сложностях, которые сейчас ГЛОНАСС испытывает, то всему виной наша извечная болезнь – неумение прогнозировать даже на 3–5 лет вперед, – отмечает эксперт. – Экономическое прогнозирование поставлено из рук вон плохо – мы просто не умеем этого делать». По его словам, в ГЛОНАСС, как и в любом другом крупном проекте, сложности планирования становятся очевидны. Если же сравнивать его важность с другими ФЦП, то именно этот проект позволит России создать конкуренцию международной сети GPS. Таким образом, это проект мирового масштаба. С другой стороны, есть не менее важные по значимости внутренние проекты. Однако с точки зрения взгляда в будущее, программа ГЛОНАСС аналогов не имеет. «С одной стороны, этот проект дает толчок к развитию отечественных высокотехнологичных отраслей, с другой – позволит нашей России сделать международный прорыв», – полагает Микаелян.

Если говорить о столь же важных внутренних проектах, то практически все инфраструктурные проекты имеют приоритет не меньше, чем ГЛОНАСС. На сегодняшний день развитие России уперлось в три элемента: плохая инфраструктура, отсталая техника и технологии, а также нехватка квалифицированных кадров. По словам эксперта, «именно поэтому инфраструктурные проекты на сегодняшний день имеют первостепенное значение». Если брать федеральные целевые программы или другие крупные проекты, то, к примеру, стратегия РЖД до 2030 года так же высоко приоритна, как и ГЛОНАСС. «По масштабам и воздействию на экономику они имеют одинаковое значение», – полагает Микаелян.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
1772
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
1012
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
1248
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
1531

Другие новости