Сергей Степашин обнаружил, что большинство крупных контрактов заключаются без конкуренции.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
На вчерашнем заседании правительства рассматривался вопрос о делегировании Минэкономразвития полномочий по регулированию контрактной системы в сфере государственных закупок. Документ ставит перед ведомством задачи по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, ее созданию, развитию, обслуживанию. Также делегируются полномочия устанавливать порядок регистрации и пользования информационной системой. В свою очередь, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Рособоронзаказу отводятся функции уполномоченных органов, осуществляющих контроль в сфере госзакупок, проводящих согласование и применение закрытых способов определения поставщиков.
Обращение кабинета министров к этой теме определяется сложностью проблемы и масштабами бюджетных трат в сфере государственного и муниципального заказа, достигающими 13% ВВП России. В 2012 году, например, эта цифра составила 4,7 трлн. руб. При этом значительное число контрактов заключается с очевидными нарушениями действующего законодательства. Примерный объем хищений и коррупции в этой сфере – порядка 1 трлн. руб. – в бытность свою президентом РФ назвал Дмитрий Медведев. К сожалению, с тех пор мало что изменилось.
На днях Счетная палата обнародовала результаты проверки госзакупок, проведенных в период с июля 2011 года по декабрь 2012 года. Установлено, что более 70% контрактов стоимостью от 1 млрд. руб. и выше были заключены вне конкурентных процедур, договор подписывался с единственным поставщиком.
Правомерность выводов Счетной палаты подтверждает и ФАС. В частности, вчера появилась информация о возбуждении дела в отношении Приморского территориального управления (ТУ) Росрыболовства. «ФАС подозревает Приморское ТУ Росрыболовства и две компании в заключении в 2012 году антиконкурентного соглашения, направленного на обеспечение победы определенных поставщиков и ограничение числа участников аукционов на продажу права на закрепление долей квот добычи крабов на Дальнем Востоке», – говорится в сообщении ведомства.
Для экспертов выводы Счетной палаты не стали неожиданностью. По словам гендиректора Fabrikant.ru Сергея Габестро, до сих пор полномочия были размыты между МЭР, Минфином и ФАС. На пользу дела это точно не шло. Назначение регулятором именно Минэкономразвития он назвал правильным. «Минфин тянет в сторону бухгалтерии, ФАС – чисто контрольный орган, который не отвечает за развитие федеральной контрактной системы», – пояснил Габестро.
«Это продолжение реформы системы госзакупок, новый этап которой начался с принятием закона о создании федеральной контрактной системы. В значительной степени эти функции и ранее исполнялись МЭР. Передача дополнительных полномочий ФАС и Рособоронзаказу будет способствовать усилению административного контроля в этой сфере расходования средств бюджета», – уверен первый заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве Владислав Онищенко. По его мнению, унификация правил и усиление контроля за госзакупками могут быть максимально эффективны, если удастся обеспечить равномерность проведения конкурсных процедур по госконтрактам в течение года. Кроме того, важно увязать выполнение ключевых мероприятий плана работ ведомств и достижение ими целевых показателей деятельности с осуществлением крупных закупок, особенно в сфере строительства и информационных технологий.
Старший юрисконсульт электронной торговой площадки B2B-Center Дмитрий Казанцев напомнил, что закон о федеральной контрактной системе ввел новый инструмент – единую информационную систему в сфере госзакупок. Ничего подобного ранее в России не было и требования не определены. Именно для создания этих, во многом технических, требований Минэкономразвитию и требуются дополнительные полномочия. «Если же информационную систему оставить без понятных и недвусмысленных требований к ее наполнению, то она превратится в фикцию. Из этой «информационной помойки» невозможно будет вычленить не только информацию, но даже сведения об объеме потраченных средств», – подчеркнул Казанцев.
По словам председателя совета директоров Сбербанк-АСТ Николая Андреева, сейчас регуляторами в госзакупках выступают МЭР и ФАС, с которыми электронные торговые площадки находится в постоянном взаимодействии. «В части рассмотрения жалоб, у ФАС и Рособоронзаказа накоплен колоссальный опыт, который, разумеется, нельзя потерять. В связи с этим мы против какого бы то ни было уменьшения полномочий ФАС и сужение компетенции данной структуры», - заявил Андреев.