Президент Колумбии Густаво Петро разводит руками: он считает, что сделал все возможное для прекращения конфронтации с США. Фото Reuters
На протяжении последних десяти месяцев отношения между США и их некогда ключевым союзником в Латинской Америке – Колумбией были омрачены острейшим кризисом. Между президентами двух стран произошел полный разрыв. Они, используя соцсети, неустанно обрушивались друг на друга с нападками и язвительными комментариями.
Лидеры немногих стран осмелились бросить открытый вызов Трампу. Однако неповиновение Вашингтону оказалось не в новинку бывшему повстанцу левого толка Густаво Петро, участвовавшему в длительном и жестоком военном конфликте в Колумбии.
Еще недавно Петро, несмотря на правительственный кризис в стране, сопровождающийся постоянными скандалами и кадровыми перестановками, предупреждал, что угрозы американского президента в его адрес «разбудили ягуара», и призывал колумбийцев выйти на улицы против политики американского президента.
Петро приостановил обмен разведданными между двумя странами, отозвал посла Колумбии в Вашингтоне, отменил авиарейсы, которыми из США депортировали колумбийских нелегальных мигрантов, призвал американских солдат не подчиняться приказам Трампа и назвал Соединенные Штаты «страной-убийцей», имея в виду удары американцев по судам в восточной части Тихого океана. По всей колумбийской столице были расклеены антиамериканские плакаты, а на зданиях появились граффити с текстами против президента США.
В ответ Трамп называл своего колумбийского коллегу «больным человеком» и «наркобароном, управляющим фабриками по производству кокаина». Он обвинил его в связях с венесуэльским «Картелем солнц». Администрация Белого дома аннулировала визу Петро на въезд в США и внесла его в санкционный список, причислив колумбийского президента тем самым к ряду особо опасных преступников и злостных нарушителей прав человека.
Кризис в отношениях между Вашингтоном и Боготой обострился настолько, что недавно Трамп пригрозил Колумбии военными действиями, очевидно, намекая на повторение венесуэльского сценария. Напомним, американцы в результате молниеносной операции захватили лидера Венесуэлы Николаса Мадуро, у которого, кстати, были неплохие отношения с колумбийским президентом. Однако после состоявшегося на днях телефонного разговора между Трампом и Петро политический истеблишмент обеих стран, стремившийся не допустить вооруженного конфликта между двумя странами, с облегчением выдохнул.
Согласно информации, просочившейся в американские СМИ, организации телефонного звонка между Трампом и Петро в немалой степени поспособствовали посол Колумбии в США Даниэль Гарсия-Пенья и сенатор-республиканец Рэнд Пол. Оба они активно контактировали между собой. После того как Пол сообщил, что Петро грозит участь Мадуро, Гарсия-Пенья попросил его организовать телефонный разговор лидеров двух стран. Белый дом не сразу ответил на просьбу Пола, однако в итоге Трамп ее удовлетворил и согласился на телефонный разговор с Петро.
После телефонного разговора колумбийский президент сообщил, что тон общения с Трампом был дружественным и что беседу можно назвать «историческим событием». Вместе с тем Петро дал понять, что намерен и впредь отстаивать собственную точку зрения.
Лидеры двух стран, похоже, сошлись во мнении о необходимости решительной борьбы с производством и оборотом наркотиков. По словам Петро, Трамп не затрагивал ни проблему Венесуэлы, ни другие глобальные вопросы, сосредоточившись на одной конкретной теме – наркоторговле. Телефонный разговор проходил в присутствии ряда американских официальных лиц, в том числе вице-президента Джей Ди Вэнса и госсекретаря Марко Рубио.
Петро с пониманием отнесся к мнению Трампа относительно колумбийской повстанческой группировки ELN («Армии национального освобождения»), которую американский президент обвинил в наркотрафике и связях с венесуэльскими наркоторговцами. Петро уже объявил, что после беседы с Трампом поручил силовым структурам Колумбии активизировать действия против этой группировки.
По словам Петро, во время телефонного разговора со стороны Трампа никаких требований или конкретных предложений о сотрудничестве не поступало. Однако колумбийский президент выразил уверенность в том, что они появятся позже, возможно, во время его предстоящего визита в Вашингтон, о котором Трамп уже объявил в своем посте в соцсети.
По итогам беседы между Трампом и Петро МИД Колумбии заявил, что, несмотря на разногласия, отношения между Боготой и Вашингтоном остаются стратегически важными и сохраняют прочность. «Мы ведем диалог, основанный на уважении суверенитета друг друга», – заявил замглавы МИД Колумбии Маурисио Харамильо Хассир. Госдепартамент США, в свою очередь, отметил, что «Колумбия и США были и остаются союзниками» и что «добрые двусторонние отношения выходят за рамки сиюминутной конъюнктуры».
Большинство иностранных наблюдателей сходятся во мнении, что неожиданный телефонный разговор между президентами США и Колумбии стал значимым позитивным сдвигом в двусторонних отношениях и открыл путь возвращения к диалогу между двумя странами, которые долгое время были верными союзниками. Это может изменить ход событий в весьма нестабильном Южноамериканском регионе после того, как США отстранили президента Венесуэлы от власти.
Обмен мнениями между Трампом и Петро, похоже, снизил напряженность в отношениях между Колумбией и США и позволил избежать возможного военного сценария. Он также повысил вероятность того, что президент Колумбии, подобно его левым коллегам из Бразилии и Мексики, сможет избежать санкций со стороны Вашингтона, включая повышение пошлин на экспорт колумбийских товаров в Соединенные Штаты.
На фоне еще недавно нависавшей угрозы военного конфликта и после телефонного разговора между Трампом и Петро даже ярые противники США в колумбийском руководстве заявили, что диалог между Боготой и Вашингтоном «желателен и необходим». Они приветствовали любую инициативу, ведущую к установлению прочного мира в регионе.

