Российское правительство собирается лишить половину чиновников их привилегий.
Фото Reuters
Кадровая реформа Минфина предполагает, что около 50–60% работников госуправления лишатся статуса госслужащих и перейдут в разряд обычных бюджетников – наподобие врачей и учителей. Особый статус планируется сохранить лишь для работников начиная с должности заместителя начальника отдела и выше. «У нас большое количество государственных гражданских служащих. Причем государственными гражданскими служащими называются как операционисты и секретари со всеми льготами, обязательствами со стороны государства, так и люди, которые принимают управленческие решения, – начальник отдела, начальник управления, заместитель министра», – поясняет Силуанов.
Сохранившим статус госслужащих Минфин обещает до 2018 года «серьезно повысить зарплату». Ориентиром избран самый высокий в бюрократическом аппарате страны уровень зарплат. «Повышение зарплаты произошло в администрации президента и в правительстве, это нормально. И вот до этого уровня мы хотим и других повысить, но сделав это для меньшего количества, чтобы действительно был стимул попасть на государственную гражданскую службу и стимул простым бюджетникам, которые работают в министерствах, хорошо работать и перейти вот эту планку – получить другую категорию», – цитирует министра Прайм.
Такая кадровая реформа госслужбы содержится в докладе по оптимизации бюджетных расходов и совершенствованию бюджетного планирования. За счет этой реформы Минфин намерен сэкономить бюджетные средства и одновременно повысить качество госслужбы.
По данным Росстата, в федеральных государственных органах, которые расположены в основном в столице, в конце первого полугодия 2013-го работали около 39 тыс. чиновников. В госорганах регионального уровня, по Росстату, в конце первого квартала замещали должности государственной гражданской службы более 713 тыс. человек.
На должностях муниципальной службы были задействованы 333 тыс. человек. В общей сложности в стране насчитывается почти 1,1 млн. чиновников.
По итогам первого полугодия среднемесячная зарплата в администрации президента достигла 171 тыс. руб., увеличившись по сравнению с первым полугодием 2012 года сразу на 66,5% (см. «НГ» от 26.08.13).
Впрочем, номинальная зарплата – это довольно условный показатель, поскольку он не учитывает многочисленные преференции чиновников в сфере медицинского и социального обслуживания. Помимо высоких зарплат статус госслужащих дает право на так называемый «сталинский пакет» натуральных льгот и привилегий в виде оплачиваемого отпуска в 30–45 дней, санаторно-курортного отдыха, обслуживания в ведомственной поликлинике, служебного транспорта, субсидии на приобретение жилья, государственной дачи. Еще одна заманчивая привилегия – это повышенная пенсия. Например, федеральные чиновники, при стаже госслужбы не менее 15 лет, могут претендовать на пенсию в размере от 45 до 75% своего заработка. Заметим, что обычным россиянам власти пока лишь обещают при проведении не самой приятной пенсионной реформы обеспечить коэффициент замещения пенсией заработка на уровне 40%. При этом обязательства государства перед пенсионерами переводятся в абстрактные баллы, стоимость которых может меняться в зависимости от экономической ситуации. Однако эта же самая экономическая ситуация, похоже, никак не скажется на пенсионных обязательствах государства перед чиновниками.
![]() |
Глава Минфина Антон Силуанов знает, какая судьба ждет его коллег. Фото РИА Новости |
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин готов поддержать начинание Минфина. «Для занятых на госслужбе важны два обстоятельства: сам статус госслужащего и повышенный оклад, который воспринимается как экономическое признание важности работы. Но вопрос – сколько именно нужно платить – остается открытым». Тем более что сейчас куда острее стоит проблема доходов бюджетников, которые часто не могут инвестировать в собственное жилье, вносить средства в пенсионные фонды, формировать платежеспособный спрос и т.д.
В свою очередь, вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что вряд ли Минфин затеял реформу, не видя перспектив экономии: «У госслужащих есть привилегии как во время самой службы, так и после нее – в виде пенсионных преференций. И Минфин хочет эти привилегии уменьшить, сэкономив на младших чинах. Что касается старших чинов, то у них и так были достаточно высокие зарплаты. И их увеличение не перекроет общей экономии».
Однако Макаркин не уверен, что кадровая реформа Силуанова улучшит качество госуправления. Младшие чины не уволятся даже при отмене привилегий, поскольку им некуда идти, кроме как в бюджетную сферу на должности, не требующие особо высокой квалификации. Одновременно с этим вряд ли они повысят качество своей работы, чтобы дорасти до более высокой должности. У нас уже есть опыт повышения зарплат, при котором объем претензий к качеству госслужбы не уменьшился.
Для улучшения качества госуправления одних зарплатных стимулов мало. «Нужна особая этика госслужбы, в рамках которой чиновник не должен считать себя самодостаточной фигурой», – поясняет Макаркин. И даже высокая зарплата не спасает от коррупции, примеры которой можно было увидеть, например, в Министерстве обороны. Речь идет о коррупции на высоких должностях, когда чиновник претендует на такие блага, которое ему не сможет обеспечить ни одно государство.