0
9618
Газета Экономика Интернет-версия

16.12.2015 00:01:00

Москва не торопится с реформами, а Пекин делает на них основную ставку

Тэги: китай, экономика, госсектор, налоги, реформы


китай, экономика, госсектор, налоги, реформы Экономика Китая развивается в соответствии с пятилетними планами Компартии. Фото Reuters

В Пекине обеспокоены замедлением экономического роста КНР до 6,5% в год. Китайские власти готовы посвятить следующую пятилетку реформированию госсектора и  снижению налогового бремени для предприятий. Активно работает в Поднебесной Госкомитет по реформам. «Красная черта» для Китая, за которой возникают риски нестабильности, – это рост на уровне около  5% в год. В России, судя по всему, власти пока не готовы к реальным изменениям.

С 2016 года в Китае стартует новая пятилетка, во время которой Пекин готов продолжить реформирование экономики. Первым делом власти КНР займутся стимулированием предпринимательской активности и инноваций. Оживлять производство и бизнес они планируют за счет снижения налогов для предприятий. Также предполагается смягчение денежно-кредитной политики.

Помимо этого в Китае будут расширять спрос на рынке жилой недвижимости, чтобы снизить избыток невостребованного жилья. Это станет возможно благодаря превращению крестьян-мигрантов в городских жителей, пишет «Жэньминь жибао». Все эти решения обсуждались в начале недели на заседании политбюро центрального комитета Компартии Китая (ЦК КПК).

Одним лишь ослаблением фискального бремени преобразования в Китае не ограничатся. В стране действует специальный Госкомитет по делам развития и реформ, который предлагает изменения для многих сегментов экономики. Например, в конце минувшей недели комитет направил на рассмотрение Госсовета проекты реформ нефтегазовой отрасли.

Реформа госсектора – одна из ключевых задач для Пекина. По данным «Синьхуа», в КНР скоро будет дан старт эксперименту по разрыву связи между отраслевыми ассоциациями и ведомствами. Китайские власти хотят передать с 2016 года некоторые стратегически важные отрасли в смешанную собственность с участием частного капитала. Открытость и конкуренция вместо монополизации – таков смысл этих преобразований. Издание People’s Daily уточняет, что для эксперимента выбраны электроэнергетика и нефтегазовая отрасль. Также в списке могут оказаться гражданская авиация, военная промышленность, телекоммуникации.

Перечисленные реформы должны простимулировать замедляющийся экономический рост КНР. Бывший вице-президент Всемирного банка, профессор Пекинского университета Линь Ифу прогнозирует, что в период 2016–2020 годов ВВП КНР будет расти на 6,5% в год. Основными драйверами роста станут внутреннее потребление и технологические инновации. А значит, властям нужно будет обеспечивать рост доходов населения и инвестиций в модернизацию. При этом замедление экономического роста чревато разрастанием в стране безработицы и бедности, чего китайские власти категорически не хотят допускать.

Главная социальная цель Пекина – искоренение бедности. Именно для того чтобы избежать социальной напряженности, государство намерено поддерживать предприятия, снижать на них давление, инвестировать в инфраструктуру, вкладываться в развитие человеческого капитала и поддерживать экономический рост. По экспертным оценкам, сейчас за чертой бедности в КНР находится около 70 млн человек, большинство из них проживают в сельской местности.

Если брать за основу данные официальной статистики, то, как говорит руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников, для Китая «красная черта», после которой резко возрастает вероятность социальных недовольств, – это экономический рост не более чем на 5% в год. По экспертным оценкам, основанным на данных по потреблению электроэнергии, грузоперевозкам и т.д., уже сейчас экономический рост в Китае не превышает 6% в год. Также многие эксперты, как говорит Масленников, сомневаются в официальных показателях безработицы Китая: возможно, эти показатели занижены в разы.

Масленников продолжает: еще одна серьезная проблема для Китая – хрупкость финансовой системы. Многие предприятия закредитованы, провинции погрязли в долгах. Все это может вылиться в очередной кризис китайского фондового рынка. Есть риск возникновения эффекта домино – череды дефолтов, после которых безработица и бедность неизбежно вырастут. «Китай немало делает для решения этих проблем. Но пока он только в самом начале пути», – говорит эксперт.

При этом ситуация такова, что с переориентацией на внутренний спрос экономический рост КНР в любом случае будет замедляться. Поэтому, как поясняет Масленников, для более полной картины состояние экономики стоит оценивать уже не только по динамике роста ВВП, но и по тому, как растут доходы граждан и внутреннее потребление, с какой скоростью создаются новые институты социальной поддержки населения, какова динамика сектора услуг и т.п.

На фоне Китая становится заметно, как отличается подход российских властей. Российские чиновники в отличие от китайских как будто не видят связи между ухудшением экономической ситуации в стране и риском социальных недовольств. Представители власти не признают сильного падения доходов граждан, надеясь тем самым полностью вывести эту проблему из повестки дня. Так, неожиданностью для многих россиян стало недавнее заявление пресс-секретаря Дмитрия Пескова, что формулировка о резком снижении доходов населения некорректна (см. «НГ» от 09.12.15).

Одновременно с этим тормозятся в стране реформы. По словам экс-министра экономического развития, главы Сбербанка Германа Грефа, существующая система госуправления в России не готова к реформам, она не сможет их переварить (см. «НГ» от 10.12.15). Ранее Греф предлагал вернуться к проектно-целевой модели госуправления и создать при правительстве орган для управления реформами, который будет подчиняться напрямую премьеру. Эти идеи в правительстве, похоже, пока не поддержали.

Так, на прошлой неделе глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев признал, что без серьезных структурных и институциональных преобразований российская экономика не сможет расти более чем на 1,5–2% в год. Однако он заявил, что стране вовсе не нужна дополнительная конструкция в виде центра по управлению реформами. С реформами, по его словам, вполне могут справиться уже существующие министерства – в частности, Минэкономразвития. Если же этого не происходит, то, как смело заметил Улюкаев, надо менять министра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1824
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4420
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2413
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2758

Другие новости