1
7690
Газета Экономика Печатная версия

03.03.2020 20:10:00

Экономика въезжает в кризис по железной дороге

К слабому внутреннему спросу добавился дефицит компонентов из Китая

Тэги: экономика, железные дороги, грузооборот, грузоперевозки, кризис

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

экономика, железные дороги, грузооборот, грузоперевозки, кризис Грузоперевозки – важный индикатор экономической активности в стране. Фото PhotoXPress.ru

В стране падают грузооборот и погрузка грузов на железнодорожном транспорте. Эксперты считают это индикатором надвигающегося кризиса. Российские производители, по данным агентства IHS Markit, продолжают сообщать о снижении активности в обрабатывающем секторе. Сказывается слабый спрос на продукцию. Кроме того, компании ощутили дефицит компонентов и материалов из-за закрытия заводов-поставщиков в Китае.

Погрузка на железнодорожной сети сократилась в феврале на 0,6% к февралю 2019-го, в целом за январь-февраль – на 2,8% в годовом выражении. Грузооборот на железнодорожном транспорте за февраль 2020-го снизился на 2,4%, а за январь-февраль – более чем на 3% в годовом выражении. Такие  данные обнародованы на официальном сайте РЖД.

«Динамика погрузки на железной дороге в прошедшем месяце улучшилась, но, по-видимому, это связано с лишним днем в феврале», – прокомментировал эти данные в своем Telegram-канале директор аналитического департамента компании «Локо-инвест» Кирилл Тремасов (ранее работал в Минэкономразвития). Как напомнил эксперт, в январе падение погрузки составляло 4,9% в годовом выражении. «В марте скорее всего вновь увидим углубление спада», – ожидает эксперт.

Грузоперевозки – одна из тех отраслей, которая под конец прошлого года ушла в глубокий минус. «Спад в этом сегменте сопоставим с кризисом 2014–2016 годов», – сообщал Тремасов (см. «НГ» от 19.12.19; 23.12.19).

Кроме того, экономист ранее указывал на еще один индикатор надвигающегося кризиса – снижение спроса на рабочую силу. «В ноябре 2019-го потребность в рабочей силе (количество размещенных вакансий на бирже труда) снизилась на 1,2% в годовом выражении; в октябре было снижение на 0,8% год к году, в сентябре – на 0,4%», – пояснял он.

Эксперты аналитического агентства IHS Markit сообщили во вторник, что российские производственные компании указали в феврале на дальнейшее ухудшение рыночных условий, однако оно было самое медленное за последние шесть месяцев. «Закрытие заводов-поставщиков в Китае после вспышки коронавируса привело к еще большему ухудшению работы поставщиков в феврале. Сроки выполнения заказов в российском производственном секторе удлинились, поскольку компании столкнулись с существенным дефицитом», – отметили аналитики.

Представители обрабатывающих отраслей продолжали в феврале сообщать о снижении в производственном секторе «в условиях слабого спроса». Кроме того, по данным исследователей, «производители товаров продолжали сокращать рабочие места в середине первого квартала более быстрыми темпами».

Индекс PMI (деловой активности) обрабатывающих отраслей РФ в феврале 2020 года вырос до 48,2 пункта с 47,9 пункта в январе, сообщают в IHS Markit. Индекс основывается на анализе ответов руководителей 300 промпредприятий относительно ситуации с новыми заказами, объемами производства, занятостью, сроками поставок и запасами сырья и материалов. Показатель выше 50 пунктов указывает на общее увеличение деловой активности по сравнению с предыдущим месяцем, а ниже 50 – на общее снижение.

Ранее Минэкономразвития подтверждало, что грузооборот транспорта в России сокращается в годовом выражении уже три месяца подряд – с ноября 2019-го по январь 2020-го, до ноября динамика была близка к нулевой. За один только январь, по данным ведомства Максима Решетникова, спад составил 4,4% год к году. Хотя одновременно с этим рост промышленного производства зафиксирован на уровне 1,1%, а увеличение ВВП составило, по оценкам министерства, 1,6%. И, как уже писала «НГ», в бюджетных поправках правительство зафиксировало, что по итогам 2020 года рост ВВП РФ составит 1,9% (см. номер от 02.03.20), что уже вызывает большие сомнения у экспертов.

«Снижение грузоперевозок по железнодорожному транспорту связано в основном со спадом в строительстве и по-прежнему крайне слабым потребительским спросом, – пояснил «НГ» начальник отдела компании «БКС Брокер» Нарек Авакян. – Также негативное влияние оказала и вспышка коронавируса в Китае». «Грузоперевозки в стране явно в депрессивном состоянии, что указывает и на негативную конъюнктуру в экономике в целом», – продолжил эксперт. С одной стороны, первый квартал года еще нельзя считать показательным, с другой – негативные тенденции наблюдались уже в конце 2019-го.

Как уточнил старший аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Суверов, падение грузоперевозок сейчас в основном связано с коронавирусом в Китае, со снижением китайского спроса на российское сырье. Но эксперт признал, что «грузоперевозки – один из важнейших барометров общеэкономической динамики».

«Спад грузоперевозок РЖД нельзя рассматривать как показатель замедления экономики страны в отрыве от данных по другим видам транспорта. Но здесь динамика также негативная: снижается объем грузоперевозок автомобильным транспортом, морским, внутренним водным и воздушным транспортом (отрицательная динамика отмечалась ежемесячно), – сообщил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Стабильно снижается число свободных складских площадей, производители работают на склад, что можно объяснить негативной конъюнктурой на внешних рынках, а также сокращением спроса на внутреннем рынке».

«Со своей стороны, мы уже отмечаем, в первую очередь по Сибири и Дальнему Востоку, некоторое снижение объемов грузоперевозок. Оценочное падение в перевозках с Дальнего Востока составило около 20%. Если говорить о характере груза, то это автозапчасти, оборудование, товары народного потребления», – сообщил «НГ» директор по транспортной логистике компании «Байкал-Сервис ТК» Виталий Скуратов. Хотя эксперт все же ожидает восстановления грузоперевозок с Китаем в этом году.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


dlz 20:45 03.03.2020

На мой взгляд, падение перевозок РЖД является объективным следствием безудержного и неконтролируемого роста тарифов на грузовые перевозки в последние десятителия. Дело дошло до того, что даже лесопромышленные комбинаты стали предпочитать автомобильные перевозки древесины. Подходит время демонополизировать Ж/Д перевозки.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кишинев парализовал пророссийские регионы

Кишинев парализовал пророссийские регионы

Светлана Гамова

Приднестровью не на что жить, Гагаузию лишают автономии

0
1353
Калифорния стала примером кризиса федерализма

Калифорния стала примером кризиса федерализма

Павел Севостьянов

События в самом богатом штате США – тест на выживание для всей американской политической модели

0
939
Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.06.25

0
1107
Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
1101

Другие новости