1
4988
Газета Экономика Печатная версия

01.12.2020 20:27:00

Российская промышленность вступила во вторую фазу спада

Восстановление экономики вряд ли случится и в декабре

Тэги: экономика, кризис, промышленность, производственный сектор


экономика, кризис, промышленность, производственный сектор Производственный сектор пока не в состоянии выйти из кризиса. Фото агентства «Москва»

Опережающие индикаторы показывают, что о скором восстановлении российской экономики можно забыть. В ноябре спад в обрабатывающих производствах, судя по всему, продолжился. Погрузка по железной дороге также снижалась. Шансы на стабилизацию экономики в декабре пока близки к нулю, считают экономисты.

Производственный сектор России вступил во вторую фазу спада после начала пандемии COVID-19, считают в компании IHS Markit. Рассчитываемый ею индекс производственной активности обрабатывающих отраслей (PMI) в ноябре 2020 года составил 46,3 пункта после 46,9 в октябре. Напомним, значение показателя выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, а ниже этого уровня – на ее снижение.

Сокращение деловой активности в промышленных секторах российской экономики в ноябре было вызвано падением спроса и сокращением объемов новых заказов самыми высокими темпами за последние шесть месяцев. Ноябрьское снижение связано в первую очередь с падением внутреннего спроса. При этом новые экспортные заказы увеличивались максимальными темпами с декабря 2018 года.

Падение объемов производства привело к дальнейшему сокращению рабочих мест в обрабатывающих отраслях в ноябре, причем максимальными за последние четыре месяца темпами. Сокращение штата было связано с падением объемов незавершенных заказов в связи с ослаблением клиентского спроса.

Усилилось и инфляционное давление в обрабатывающих отраслях. «Темпы увеличения ценовой нагрузки были заметными и самыми резкими с февраля 2015 года», – утверждают аналитики IHS Markit. Более высокие закупочные цены были связаны с нехваткой сырья у поставщиков и неблагоприятными колебаниями обменного курса. При этом компании по-прежнему имели возможность частично переложить возросшие расходы на клиентов. В результате темпы инфляции отпускных цен в ноябре оказались самыми высокими с февраля 2019 года.

В то же время опросы показали, что деловые ожидания в ноябре несколько улучшились. «Степень оптимизма все еще была ниже средней, поскольку глобальный экономический спад и пандемия оказали давление на настроения в деловых кругах», – указывают эксперты. И в компании не ожидают разворота этой тенденции в декабре. «Общее сокращение в секторе ускорилось второй месяц подряд, и четвертый квартал вскоре завершит сложный год для производителей. Согласно нашему текущему прогнозу, промышленное производство в России сократится на 5,1% в 2020 году», – говорит экономист компании IHS Markit Шиан Джонс.

В отличие от IHS Markit в Институте Гайдара наблюдают некоторое «возобновление положительной динамики фактических продаж и прогнозов спроса». Основными помехами роста выпуска в текущий момент для промышленности остаются слабый спрос, неясность ситуации, конкуренция с импортом и слабый рубль.

Недостаточный внутренний спрос сохранил первое место в рейтинге ограничений по итогам опросов предпринимателей, рассказывает завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. Этот фактор упоминают 54% опрошенных против 50% в прошлом году. Беспокоит промышленников и «неясность текущей экономической ситуации и ее перспектив». На этот фактор указывает 50% предприятий после 33% в 2019 году. Причем в начале четвертого квартала, когда промышленность взяла паузу в процессе восстановления, чтобы понять реакцию властей на очевидный рост заболеваемости. И эта неясность увеличила свое негативное влияние на российскую промышленность.

Удивительно, но промышленники продолжают жаловаться на конкуренцию с импортом – и это при слабеющей национальной валюте. «Плавный характер девальвации активизировал опережающий спрос на чисто импортную продукцию или на российские товары с существенной долей импортных комплектующих. В ущерб, видимо, продажам чисто российской продукции», – полагает Сергей Цухло.

Продолжающийся пессимизм в промышленности демонстрируют и данные по погрузке на сети «Российских железных дорог (РЖД)». Погрузка товаров в ноябре составила 104,7 млн т, что 0,7% меньше, чем годом ранее. По итогам 11 месяцев погрузка на сети снизилась на 3%, составив 1,13 млрд т. При этом сильнее всего снизилась погрузка нефти и нефтепродуктов – почти на 10%, до 190 млн т – черных металлов (минус 10%). Погрузка каменного угля снизилась на 6%. Существенный рост погрузки демонстрируют зерновые. По итогам 11 месяцев погрузка этого сырья выросла на 27%, составив 24,7 млн т.

Признаки снижения деловой активности в ноябре перечеркивают надежды чиновников на скорое восстановление экономической активности (см. «НГ» от 18.11.20). О так называемом отскоке очень активно говорили весной – имелось в виду, что после снятия ограничений из-за пандемии мировая экономика быстро вернется к докризисным значениям, напоминает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Однако этого не произошло, и сейчас происходит новый, более глубокий спад по всем экономическим показателям.

Эксперты сомневаются, что до конца года стоит ждать какого-либо оживления. «В декабре вторая волна пандемии в нашей стране,скорее всего не пойдет на спад. А значит, восстановление экономических процессов возможно уже только в следующем году – по мере проведения массовой вакцинации населения и в связи с отменой ограничений», – предполагает Артем Деев. Маловероятно, что ситуация в экономике улучшится в декабре, соглашается ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Нужно также учитывать, что многие производители в декабре, что называется, «дорабатывают» год и готовятся к новому календарному году, когда ситуация может улучшиться. Многие в декабре рано начинают отмечать праздники, а впереди еще и часть января посвящена праздникам, что скажется на производительности труда.

Вернуться к докризисным показателям работы за короткий период времени довольно проблематично, говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Он также полагает, что пока в стране не будет полномасштабно введена программа вакцинации, а границы с другими странами не будут открыты, производителям придется работать с дополнительными нагрузками (обеспечивать безопасность на рабочих местах, переводить часть сотрудников на удаленную работу, выполнять меньший объем заказов и восстанавливать нарушенные цепочки поставок товаров). 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


dlz 06:12 02.12.2020

Интересно, что крупнейшие компании урезают инвестиции и откладывают расширение куда заметнее, чем средние. Фактов тому масса. Старый тезис из университетского учебника о том, что монополии гораздо более склонны к сокращению выпуска в неблагоприятных условиях, нашел объективное подтверждение.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Реальные расходы населения показали в августе нулевой рост

Реальные расходы населения показали в августе нулевой рост

Михаил Сергеев

Экономика РФ балансирует на грани общего спада при бурном увеличении бюджетных трат

0
988
Отдых на море стал неподъемным для многих итальянцев

Отдых на море стал неподъемным для многих итальянцев

Александр Тараканов

За пять лет цены на пляжные услуги на Апеннинах выросли на треть

0
650
Ереван могут попросить покинуть Евразийский экономический союз

Ереван могут попросить покинуть Евразийский экономический союз

Виктория Панфилова

Позиция Армении по Зангезурскому коридору создает проблемы на пути свободного перемещения товаров и услуг

0
1102
Тень МУС над Аляской

Тень МУС над Аляской

Бахтияр Тузмухамедов

Ордер Международного уголовного суда не помешает российско-американскому саммиту

0
624

Другие новости