0
5204
Газета Экономика Печатная версия

09.06.2022 20:49:00

Рынок труда завис до осени

Вместо повышения зарплат работников могут поощрять переводом на удаленку

Тэги: экономика, безработица, удаленная работа, вакансии, зарплаты, индексация, трудовое законодательство

On-Line версия

экономика, безработица, удаленная работа, вакансии, зарплаты, индексация, трудовое законодательство В высокотехнологичных отраслях ожидается повышенный спрос на специалистов. Фото с сайта www.mil.ru

Безработица в России на минимуме, но затем ситуация будет зависеть от решений отдельных компаний в том числе с иностранным участием, сообщили в Минтруде. По данным Института Гайдара, промпредприятия в июне-июле не планируют массовых увольнений, хотя и существенно наращивать численность занятых они тоже не готовы. Судя по экспертному обзору порталов по найму, повышение спроса на труд сейчас наиболее ожидаемо в IT, фармацевтике, сельском хозяйстве, а наименее вероятно – в автомобильной отрасли, энергетике, добыче сырья. Хотя представители рынка труда уточняют: пока не везде ожидания высокого спроса на работников оправдываются. Другой аспект – зарплаты. Как считают профсоюзы, сейчас их надо индексировать чаще одного раза в год. Хотя иногда вместо повышения зарплат работники в качестве поощрения рассматривают удаленку – и части работодателей это может понравиться.

В мае, по данным сервиса «Работа.ру», чаще всего сотрудников искали компании из сферы торговли – в этой сфере работодатели опубликовали 16% вакансий от общего числа майских предложений о работе. Кроме того, высокую активность продемонстрировали компании из сфер производства и агропрома (11% вакансий), транспорта и логистики (9%), сферы услуг (8%), строительства и недвижимости – 6%.

Если же говорить об активности соискателей, то в мае чаще всего искали работу в сфере офисных служб – это 17% от общего числа резюме. Также лидировали транспорт и логистика (12% резюме), торговля (10%).

Как сообщил Институт Гайдара по итогам опросов предприятий, в июне-июле в промышленности не планируется массовых увольнений, но и роста численности занятых пока тоже не ожидается.

Проанализировав данные с порталов по найму, омбудсмен по трудовому законодательству Дмитрий Порочкин сообщил, что прежде всего повышение спроса на труд ожидается в сфере IT – «это связано с уходом ведущих иностранных компаний с российского рынка». Также перспективна фармацевтика, в которой необходимо наладить производство аналогов иностранных препаратов внутри страны. Сельское хозяйство тоже нужно будет «подтянуть» с учетом еще большего запроса на импортозамещение.

На фоне санкционного противостояния рынок ждет массовая переориентация на Азию, так что, как сообщил Порочкин, ожидается всплеск заинтересованности и работы в этом направлении.

И есть отрасли, в которых ожидается сокращение спроса на труд. Например, судя по обзору Порочкина, это автомобильный бизнес: влияет дефицит как запчастей, так и готовых автомобилей из-за нарушения цепочки поставок. «Достаточно явно спад спроса отразится в областях энергетики и добычи сырья», – продолжил он. Скажется ситуация с рынками сбыта.

«При уходе крупнейших игроков с российского рынка упадет спрос и на услуги в сфере маркетинга, консалтинга и аудита», – добавил Порочкин.

Правда, как пояснил «НГ» вице-президент по операционному управлению ANCOR Алексей Миронов, важно учитывать, что «ситуация очень волатильна и не приходится говорить о каких-то устойчивых трендах», все меняется практически каждую неделю.

Например, Миронов обратил внимание на то, что та же сфера IT пока «не демонстрирует какого-то повышенного спроса на труд». «Просто в рамках общего развития экономики этот сектор имеет более высокий, чем в других отраслях, спрос на сотрудников, – пояснил эксперт. – Но текущая ситуация, по нашим наблюдениям, не стала катализатором какого-то особого повышенного спроса на IT- специалистов. Они просто остались настолько же востребованными, как и раньше».

Примерно то же самое касается и фармацевтики. По словам Миронова, роста спроса на персонал не видно: «Перестройка бизнеса и переход на локальные мощности – это достаточно длинный процесс. Мы просто наблюдаем нормальный, стандартный спрос на людей в этой индустрии».

Зато, по уточнению Миронова, сейчас начинает фиксироваться «частичное восстановление спроса в сегменте производства, в индустриальном секторе, особенно в направлениях машиностроения и более «легкого» производства». Это связано с попытками игроков рынка запустить проекты по импортозамещению.

При этом, по его словам, автомобильный сегмент действительно очень сильно просел. Очень серьезный спад спроса на персонал происходит в отрасли ретейла, добавил Миронов.

Безработица в России сейчас близка к историческому минимуму – около 4%, по методологии Международной организации труда. «На данном этапе рынок труда чувствует себя достаточно стабильно, а перспективы будут зависеть от решения отдельных компаний в том числе с иностранным участием», – признал глава Минтруда Антон Котяков.

«Официальный уровень безработицы пока не растет, потому что процесс прекращения деятельности и сокращений затянут по времени. Уходящие компании используют вполне законные методы: те, которые пока не определились, платят часть зарплаты как за простой, и эти сотрудники пока не относятся к категории безработных», – комментирует доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

Часть компаний увольняет по соглашению сторон, предлагая несколько окладов. В этом случае работник может получить официальный статус безработного, обратившись в службу занятости самостоятельно. «Пока таких обращений очень мало», – уточнила эксперт. Но через несколько месяцев реальная картина с безработицей может проясниться.

Другой вопрос – ситуация с зарплатами. Индексировать заработную плату в нынешних условиях необходимо чаще, чем один раз в год, заявил глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.

Однако не только повышение зарплат может рассматриваться работниками как поощрение. Более трети – 37% из более 1200 опрошенных сервисом «Работа.ру» россиян – признались, что «были бы не против получать меньше, если работодатель разрешит постоянно работать удаленно».

Из них около 41% готовы отказаться менее чем от 10% своего заработка в пользу удаленки, еще примерно столько же могут отказаться от 10–30%, а 16% могут отдать даже 30–50% дохода. Наконец, есть и такие, кто готов пожертвовать более 50% ежемесячной оплаты труда ради работы из дома, – это единицы процентов.

«На сегодняшний день удаленная работа несколько отошла на второй план в связи с внешнеполитической обстановкой в мире и напряженной обстановкой на рынке труда в России», – говорит Порочкин. Да и пик пандемии позади.

В итоге компании стремятся вернуть людей в офисы. «Одни требуют очного присутствия сотрудников несколько дней в неделю в рамках гибридной модели, а другие настаивают на 100% присутствии, – говорит Миронов. – В таких случаях персонал действительно начинает воспринимать удаленку как бонус. И возможно, что при выборе работы кандидаты будут искать именно тех работодателей, которые будут предоставлять возможность дистанционной занятости».

Многие сотрудники настолько адаптировались к таким условиям, что готовы отказаться от повышения заработной платы и приравнивают удаленку к бонусам и привилегиям, чтобы оставаться в «свободном» графике хотя бы несколько дней в месяц, говорит Порочкин.

Но все же уточним: большинство – 63% опрошенных сервисом «Работа.ру» россиян – как раз не готовы жертвовать ради удаленки своими заработками. Более того, согласно закону, регулирующему работу на удаленке, «выполнение работником трудовой функции дистанционно не может являться основанием для снижения ему заработной платы».

Но другой вопрос – на какой уровень зарплат будут нанимать новых сотрудников или какое повышение оплаты труда будет осуществляться уже трудоустроенным. Особенно в условиях кризиса, когда компании пытаются сократить издержки. 

«Отношение к удаленной работе сейчас неоднозначное», – резюмирует Иванова-Швец. Есть работники и компании, которые воспринимают удаленную работу как плюс. И если обе стороны это устраивает, работодатель вполне может сэкономить, предложив соискателю более низкую зарплату, но удаленный формат, следует из пояснений эксперта. Сам соискатель тоже может выбирать такой вариант по ряду причин – например, рассчитывая совмещать несколько работ.

«Но есть среди работников и компаний совсем другой настрой – ориентация только на традиционную занятость. В этом случае кандидат ищет только соответствующие рабочие места, а работодатель готов платить выше за ежедневное присутствие на рабочем месте», – говорит Иванова-Швец. Эти два фактора и будут влиять на перспективы использования удаленной работы.



Читайте также


Константин Ремчуков: Сергея Лаврова в отличие от Джанет Йеллен встречали в Пекине красной дорожкой

Константин Ремчуков: Сергея Лаврова в отличие от Джанет Йеллен встречали в Пекине красной дорожкой

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 15. 04. 24

0
901
О милитаризации конфликтов во всем мире

О милитаризации конфликтов во всем мире

Применение силы нигде уже не считается красной чертой

0
1440
Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
1601
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
3065

Другие новости