0
4986
Газета Экономика Печатная версия

01.12.2022 20:02:00

Продовольственная розница сжимается с ускорением

Продажи еды отражают реальный масштаб эмиграции

Тэги: продуктовая розница, продовольствие, продажи, сокращение, причины, реальные доходы, мобилизация, эмиграция

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

Все статьи по теме "Санкционные войны"

продуктовая розница, продовольствие, продажи, сокращение, причины, реальные доходы, мобилизация, эмиграция Граждане стали реже ходить за продуктами. Фото агентства «Москва»

Сокращение продаж продовольствия, которое началось еще в апреле, продолжает ускоряться. В летние месяцы отставание от прошлогодних продаж составляло около 2%, в сентябре – 3,5%, а в октябре – уже 4,3%. Такое снижение можно было бы объяснить тем, что россияне из экономии стали просто меньше есть. Но есть и другое объяснение: в стране из-за эмиграции сократилось число потребителей продовольствия. Эксперты считают значимыми оба фактора – и сокращение населения, и попытки экономии у оставшихся граждан.

Последние данные Росстата показывают, что в октябре оборот розничной торговли сократился на 9,7% по отношению к прошлогоднему октябрю. За 10 месяцев этого года оборот розницы снизился на 5,9% в годовом измерении.

А по итогам всего 2022 года аналитики ожидают падения розничной торговли на 6,6%. Росстат при этом фиксирует увеличение доли продаж через интернет. Так, в октябре объемы продаж через Интернет по крупным и средним торгующим организациям увеличились по сравнению с сентябрем на 3,2% (в сопоставимых ценах), с октябрем 2021-го – увеличились в 1,1 раза. Таким образом, доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли этих организаций увеличилась до 9% против 7,2% в октябре 2021 года.

Из данных Росстата следует, что в общей структуре розницы снижались продажи как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Так, оборот продовольственных товаров, напитков и табака по итогам снизился в годовом выражении на 4,3%. Для сравнения: по итогам сентября падение составило 3,5%. В целом по итогам 10 месяцев – 0,9%. Непродовольственная розница по итогам октября также упала, однако здесь падение, наоборот, замедлилось. Так, по итогам второго месяца осени оборот непродовольственных товаров в рознице составил 1,8 трлн руб., что на 14,3% ниже показателей прошлого года. По итогам сентября падение составило 15%.

У экспертов Telegram-канала MMI данные о падении именно продовольственной розницы вызывают удивление. При этом крайне удивительным и даже настораживающим выглядит провал в продовольственной рознице сразу на -4,3% год к году. «Это может косвенно свидетельствовать о том, что мы недооцениваем масштабы мобилизации и эмиграции», – рассуждают они, полагая, что эти данные могут говорить о сокращении числа потребителей в стране.

Подобный тренд демонстрируют и альтернативные замеры потребительских настроений. К примеру, согласно данным СберИндекса, в рамках которого замеряется недельная динамика потребительских расходов населения, по итогам последней недели октября общий прирост расходов на товары и услуги составил +5,5% год к году против роста на 7,2% неделей ранее. По итогам октября расходы домохозяйств на товары и услуги составят 4,85 трлн руб., что в реальном выражении окажется на 7,3% ниже, чем годом ранее.

Сегодняшнее падение оборотов продуктовой розницы не уникальная ситуация для РФ. С началом пандемии и коронавирусных ограничений население сократило покупки в магазинах. К примеру, в апреле и мае 2020-го падение оборотов продуктовой розницы в годовом выражении составило 8,2 и 7,6% соответственно. Падение закончилось лишь в апреле 2021-го – и вероятно, за счет эффекта низкой базы.

Падение оборотов продуктовой розницы эксперты «НГ» объясняют по-разному. «Основная причина снижения розничного оборота в октябре – устойчивое замедление спроса. Потребители предпочитают больше сберегать и меньше тратить. При этом динамика продовольственной торговли в октябре оказалась лучше, чем в предыдущие два месяца: оборот продовольственных товаров вырос на 1,8% в месячном выражении», – утверждает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. «В целом можно говорить о том, что модель потребления стала более сберегательной. Это типично для потребителя в условиях неопределенности», – добавляет начальник отдела «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев.

«Заметен факт оттока населения, причем в большей части регионов с высоким уровнем доходов населения и с более высоким чеком в продуктовой рознице. Однако не стоит забывать, что численность населения РФ увеличилась за счет прироста новых территорий», – рассуждает Екатерина Зеленская, управляющая компанией «Бухгалтерский дом ТОБУ». На снижение оборотов торговли влияет сокращение иностранных брендов, в том числе и в продуктовом ретейле, а также сокращение импорта продуктов. «Отдельный и самый значимый фактор – это падение реальных доходов россиян», – продолжает она. С этими выводами в целом согласен и член генерального совета «Деловой России» Александр Хаминский. «Из России ушло более 700 крупных иностранных компаний. Следовательно, множество квалифицированных сотрудников остались без стабильного дохода. Кроме того, множество россиян-соотечественников покинули страну с конца сентября. В октябре и ноябре к части из них выехали члены семей», – рассуждает он.

Эксперт «ИВА Партнерс» Артем Клюкин сомневается, что именно фактор мобилизации и отъезда части населения смог кардинально изменить картину потребительской активности. «Причины сокращения объемов розничной торговли связаны с общей неопределенностью ситуации в стране, заставляющей потребителей экономить», – считает Клюкин.

Розничные продажи сокращаются прежде всего из-за экономических неурядиц, напряженной политической ситуации и опасений за будущее, продолжает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. «Со стороны покупателей платежеспособный спрос сжимается из-за уменьшения доходов, роста цен, перехода потребительского поведения в режим экономии, попыток сбережения средств на черный день из-за неопределенности и ожидания перемен к худшему», – говорит он, полагая, что фактор мобилизации и оттока людей из страны также играет свою роль, но в меньшей степени. «Доля мобилизованных и уехавших в общей численности населения не столь высока, чтобы быть определяющим драйвером в сокращении розничных продаж», – считает аналитик. 


Читайте также


Киев делает ставку на вооруженное крыло белорусской оппозиции

Киев делает ставку на вооруженное крыло белорусской оппозиции

Дмитрий Тараторин

Европейские структуры поддерживают политических противников Лукашенко

0
1674
Президент РФ пообещал работникам оборонки отсрочку от призыва

Президент РФ пообещал работникам оборонки отсрочку от призыва

Заводы работают в три смены, отправляя продукцию в действующую армию, а не на экспорт

0
3434
Мобилизация усилила спрос на обучение за рубежом

Мобилизация усилила спрос на обучение за рубежом

Ольга Соловьева

Спецоперация изменила представление россиян о высшем образовании

0
4278
Граждане снижают потребление и в рублях, и в килограммах

Граждане снижают потребление и в рублях, и в килограммах

Анатолий Комраков

"Жесткие" дискаунтеры и иранские креветки поддерживают интерес к походам в магазины

0
2616

Другие новости