0
3750
Газета Экономика Печатная версия

05.06.2023 19:32:00

Пессимизм потребителей огорчил экспертов

Высокая тревожность граждан затормозила рост личных расходов

Тэги: потребительская активность, замеры, опросы, личные расходы, материальное положение, инфляционные ожидания

On-Line версия

потребительская активность, замеры, опросы, личные расходы, материальное положение, инфляционные ожидания Россияне поубавили потребительскую активность. Фото Светланы Холявчук/PhotoXPress.ru

В мае в России прекратилось потребительское оживление, которое происходило в предыдущие месяцы 2023 года. Замеры потребительской активности и опросы россиян показывают снижение позитивных настроений и ожиданий изменений к лучшему. Одна из основных причин новой негативной тенденции – ухудшение прогнозов относительно улучшения собственного материального положения, а также позитивных изменений в экономике страны, объясняют социологи фонда «Общественное мнение». Распространение военного конфликта на российские регионы явно не способствует улучшению потребительских настроений, говорят эксперты.

В мае настроения потребителей пошли вниз, отмечают эксперты фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Рассчитываемый ими Индекс потребительских настроений (ИПН) в мае прекратил рост и впервые с начала этого года начал снижение.

За снижение индекса потребительских настроений «ответственна» одна из его составляющих, которая описывает ожидания улучшений в ближайшем будущем. Индекс оценки перспектив развития страны в течение ближайшего года в мае заметно сократился. Снизился также и индекс перспектив развития страны в ближайшие пять лет. Ожидания изменения личного материального положения через год также в мае пошли вниз.

На фоне ухудшения ожиданий относительно будущего страны и своей семьи наблюдается рост тревожности. К концу мая свыше половины населения РФ (53%) сообщали, что они беспокоятся за себя, своих родных и близких. В начале мая о беспокойстве за своих близких говорили лишь 42% опрошенных, говорят в ФОМ.

Вместе с ростом тревожности наблюдается и подъем инфляционных ожиданий. Почти каждый третий россиянин (32%) отметил повышение цен на мясо и птицу за последние четыре недели. А каждый четвертый респондент сообщил о подорожании молока и молочной продукции. Почти столько же опрошенных указали на подорожание фруктов и овощей. А каждого пятого респондента беспокоит рост цен на сахар. Около 19% опрошенных россиян сообщили о повышении цен на хлеб и хлебобулочные изделия.

Рост цен на лекарства и медикаменты за последний месяц отмечают 34% россиян. О подорожании стройматериалов заявил почти каждый четвертый (23%). В списке подорожавших товаров оказались также одежда, обувь и автомобильный бензин – об этом сообщили 22% респондентов. Рост цен на электронику и бытовую технику заметили 18% респондентов. Еще 29% опрошенных сообщили о подорожании жилищно-коммунальных услуг.

Примечательно, что оценки текущего материального состояния у россиян в мае фактически не изменились. Каждый четвертый россиянин считает, что его материальное положение за последний год ухудшилось, свыше половины (53%) полагают, что оно осталось без изменений. Каждый третий россиянин при этом считает, что сегодняшнее время не лучшее для крупных покупок (мебели или бытовой техники). Противоположного мнения придерживается каждый пятый опрошенный.

Больше половины россиян (54%) заявили, что при появлении свободных денег их сейчас лучше сберечь, а не тратить.

О сокращении потребительских настроений говорят не только опросы ФОМ. Авторы Telegram-канала MMI утверждают, что еще в апреле восстановление потребительского спроса прекратилось. Свои выводы они основывают на анализе оборота

розничной торговли, платных услуг и общепита. «Потребительские расходы в реальном выражении выросли в апреле на 8% по отношению к тому же периоду прошлого года (год к году, гг) против –1,5% гг в марте», – сообщают аналитики. Уже в апреле по отношению к предыдущему месяцу реальные расходы снизились.

В 2022 году потребление домохозяйств в реальном выражении упало на 1,4% по сравнению с предыдущим годом, а реальные располагаемые доходы населения снизились на 1%, подсчитали аналитики рейтингового агентства АКРА. Реальное потребление пока не достигло уровней конца 2021 года: в зависимости от анализируемого показателя можно говорить о разнице в 3–7%. Конец февраля и начало марта 2023 года были более удачными для потребительского сектора, чем апрель и начало мая. Потребительские настроения домохозяйств в начале 2023 года росли существенно быстрее, чем фактическая склонность к потреблению. На товары и услуги в первом квартале расходовалась примерно такая же доля доходов, как и перед кризисом, хотя потребительские настроения, судя по результатам опросов, были лучше (см. «НГ» от 30.05.23).

В последний раз заметное ухудшение потребительских настроений (но более сильное, чем сейчас) произошло осенью прошлого года, что было реакцией на объявление частичной мобилизации, напоминает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая. «Нынешний рост тревожных настроений очевидно связан с новостным фоном, а именно с новостями о расширении военного конфликта на приграничные области России», – рассуждает она.

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов сомневается, что основной причиной снижения потребления в мае может послужить ухудшение экономических и инфляционных ожиданий населения. «Но какая-то доля сокращения потребления могла быть вызвана именно этим», – добавляет он. По мнению Чернова, прекращение роста потребления в мае имеет сезонный характер. «Этот месяц обычно открывает туристический сезон для российских граждан и многие из них просто уехали из страны. Многие граждане РФ на майские праздники уезжают на дачи, что также значительно снижает объемы потребления», – подчеркивает Чернов. «В мае люди начали больше откладывать, так как впереди период летних отпусков», – рассуждает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

По мнению основателя Академии бизнеса и стратегического маркетинга Юлии Корчагиной-Озджан, замедление роста потребления в мае говорит о переходной стадии в кризисе. «До этого был этап активного потребления, когда люди понимали, что деньги у них еще есть, и активно их тратили. Сейчас наступил период затишья, когда люди начинают понимать, что происходит глобальный кризис. Начинается более тревожный этап для людей, дальше идет стадия приспособления к новой реальности», – отмечает она.

«Что касается прогнозов респондентов относительно оценки перспектив развития страны, то здесь, конечно же, сезонной динамики нет. Но если сравнивать с опросами прошлых лет, то нынешние показатели лучше, чем были, к примеру, в пандемию. В любом случае снижение показателей является сигналом о том, что простые жители пока не до конца понимают, какое экономическое будущее их ждет», – говорит эксперт «Полилог» Александр Хазариди. 


Читайте также


В Германии тоскуют по канцлерству Меркель

В Германии тоскуют по канцлерству Меркель

Олег Никифоров

В Москве нет однозначной оценки правления политика-долгожителя

0
1731
Почему президент Венесуэлы может проиграть выборы

Почему президент Венесуэлы может проиграть выборы

Сергей Никитин

Оппозиционный кандидат лидирует в опросах общественного мнения

0
1554
Почему снижается внимание граждан России к СВО

Почему снижается внимание граждан России к СВО

Официальная социология зафиксировала результативность государственной пропаганды

0
7439
О перспективах однопартийной системы

О перспективах однопартийной системы

Политический процесс въезжает в поворот к тупику имени КПСС

0
6018

Другие новости