0
4429
Газета Экономика Интернет-версия

24.11.2023 21:25:00

Как рост поступления нефтяных доходов в бюджет превратился в падение

Доцент Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков обнаружил, что ни аудиторы, ни публика не смогли разобраться в Оперативном докладе Счетной палаты РФ


Фото Reuters

Опубликованный в СМИ материал о сборах нефтегазовых налогов, основанный на Оперативном докладе Счетной палаты об исполнении федерального бюджета за январь–сентябрь 2023 года, запутывает людей и в нем рост поступления нефтяных налогов в бюджет превратился в падение, пишет доцент Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков. Эксперт задается вопросами: кто больше путает, аудиторы, составившие доклад, или комментаторы, а также пытается понять, сознательно ли запутывается тема или из-за непрофессионализма.
Крутаков приводит два базовых (ключевых) аргумента. “Первый (главный) аргумент: никакого снижения поступления в бюджет нефтегазовых доходов нет. Наоборот – идет рост взимания налогов с нефтяной отрасли России. Не нефтегазовой, а именно нефтяной”- , пишет эксперт в колонке в “Ведомостях”. Он обращает внимание, что по данным Оперативного доклада Счетной палаты, на котором выстроен материал, цена нефти сорта Urals снизилась с $82,9/барр. (декабрь 2021 г. – август 2022 г.) до $55,9/барр. (декабрь 2022 г. – август 2023 г.). То есть падение составило 32,6%.
“Теперь – внимание. По данным самого Минфина, за это самое время объем доходов бюджета (правильнее говорить об объеме изъятий из отрасли) по НДПИ на нефть и газовый конденсат сократился почти с 7,2 трлн до 5,4 трлн руб. или на 25,6%. Если разделить нефть и газ, то картина и вовсе иная”, - отмечает Крутаков.
Он обращает внимание, что по данным Минфина, объем собранного НДПИ за январь–октябрь 2023 г. по нефти составил 5,99 трлн руб., а план по году - 6,948 трлн руб. Ожидаемые (исходя из динамики) поступления по году должны составить 7,903 трлн руб. или 114% от плана. По газу объем НДПИ за тот же период составил 979 млрд руб. при планируемом годовом поступлении 1,246 трлн руб. Ожидаемые поступления по году 1,189 трлн руб. или 95% от плана.
“Важно понимать, что НДПИ напрямую зависит от мировой цены на нефть – в отличие, например, от НДД, где эта связь косвенная, зависит в том числе от издержек и затрат. Таким образом, нагрузка на нефтяную отрасль выросла, но не в абсолютном (абстрактном) показателе, как любит считать наш Минфин, Счетная палата и, видимо, те, кто об этом пишут. А в реальном исчислении роста налогов на единицу произведенной продукции” – пишет Крутаков.
По его словам, когда глава Минфина отчитывается о героических усилиях по наполнению бюджета, он подразумевает усилия реальных производителей добавленной стоимости. “Сотрудники Минфина не рубят уголь в шахтах и не бурят скважины на нефть или газ в условиях Крайнего Севера при минус 40 градусах. Героизм сотрудников Минфина проявляется в замене цифр в разных графах своих планов и отчетностей”, - иронизирует доцент Финансового университета.
По словам Крутакова, Минфин, смешивая две отрасли, аргументирует необходимость роста налоговой нагрузки на них, но в реальности повышает ее только для нефти. “По данным Минфина, общий (включая НДПИ, пошлины на нефть и нефтепродукты, НДД и акциз с демпфером) сбор налогов по нефтяной отрасли за период с января по октябрь 2023 года составил 5,456 трлн руб. По газу – 1,755 трлн руб. План по году в нефти составляет 6,238 трлн руб., а по газу – 3,251 трлн руб. Исполнение плана ожидается (тем же Минфином) по нефти на уровне 6,642 трлн руб. (106%), по газу – 2,158 трлн руб. (66%)”, - приводит данные Крутаков.
Он отмечает, что по НДД, названному в СМИ одной из причин падения «нефтегазовых» бюджетных сборов, согласно докладу Счетной палаты, за январь-октябрь собрано 1,297 трлн руб. при годовом плане в 1,082 трлн руб. Таким образом за 10 месяцев прирост к годовому плану составлял уже 120%.
Эксперт пытается объяснить, почему Минфин, а за ним и Счетная палата, продолжают смешивать нефть и газ в нефтегаз? “Ответов может быть несколько. Например, чтобы прикрыть провалы «Газпрома». Или чтобы с помощью провалов «Газпрома», занизить псевдостатистику по нефтяной отрасли и выбить в правительстве и Думе повышение нагрузки опять-таки на нефтяную отрасль”, - предполагает Крутаков, уточняя, что Минфин (да и Счетная палата в своем докладе), использует другой аргумент для смешивания – углеводороды. “Но уголь, например, – это тоже ископаемое топливо. Почему тогда угольную отрасль, где налоговая нагрузка в 2,7 раза ниже, чем в нефтяной отрасли (29 и 78%, соответственно), не смешивают с нефтегазом? Кстати, отличная идея для Минфина. Еще ниже «общие» поступления в бюджет – еще больше аргументов в пользу роста налоговой нагрузки на нефтяников. В газовой отрасли налоговая нагрузка тоже ниже – 69%”, - пишет в колонке доцент Финансового университета.
Он констатирет, что материалы, написанные на основе доклада Счетной палаты РФ, СМИ разнесли по просторам интернета и медийного пространства, как по команде, увидев в них сенсацию, отмеьив, что нефтегазовые доходы бюджета упали до минимума за 16 лет, составив 28,3% всех поступлений, сокращение достигло почти 15 процентных пунктов (п.п.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Однако Крутаков считает, что тут очевидна “сплошная казуистика (бардак в головах)”. “Мало кто понимает, что речь в «сенсации» идет не об общем падении на 15% сборов с нефтянки, а о процентах по отношению к прошлогодним процентам к общей доле поступления налогов в бюджет. Про рухнувшую на 32,6% цену нефти Urals при этом отмечала и сама Счетная палата, - пишет эксперт. - Мало того, под нефтегазовыми доходами бюджета Минфин (и Счетная палата) подразумевают не все налоговые сборы с нефтегазовых компаний, а только те налоги, которые прямо зависят от цены нефти. Иными словами, есть еще и другие налоги, которые Минфин сознательно не включает в свои выкладки, а записывает их в ненефтегазовые поступления. Эти налоги увеличивают общую нагрузку на нефтяную отрасль с 78 до 90%”.
По словам Крутакова, если в общей отчетности учесть обратный акциз на нефтяное сырье, который с января по сентябрь составил 1,98 трлн руб. (эта сумма идет демпферным возвратом нефтяникам и учитывается как минус в отчетности Минфина), то нет и не будет никакого 16-летнего рекорда падения доходов. Причем рекордным было падение во второй половине 2020 г, о чем даже говорится в публикациях.
Но это оказалось неважно тем, кто плохо разбирается в нефтяной отрасли. “В кабинетах Минфина должны аплодировать безграмотности отечественной публики (не в обиду журналистам, аудиторам Счетной палаты, сотрудникам Минфина и депутатам Госдумы). Цель достигается с неизменным постоянством. Рост нагрузки на нефтяной сектор (под видом нефтегазового) продолжается”, - констатирую Крутаков. Он также сообщает, что согласно проекту федерального бюджета (принятому Госдумой в трех чтениях), нефтегазовые доходы бюджета в 2024 году должны вырасти до 11,5 трлн руб., что на 30% или на 2,6 трлн руб. выше ожидаемых нефтегазовых доходов за 2023 г. При этом, по расчетам самого Минфина, более 1,3 трлн руб. из общей суммы прироста связано не с ростом добычи, цен или рентабельности, а с изменением налогового законодательства. И более 70% прироста придется именно на нефтяную отрасль страны. “Ну, что тут скажешь? Браво!” – саркастично восклицает эксперт.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
1399
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
2428
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
3630
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
2687

Другие новости