Зампред ЦБ Алексей Заботкин объяснил сокращенные графики работы «снижением перегрева в экономике». Кадр из видео с канала Банка России на YouTube
Ситуация в российских промышленных отраслях все парадоксальнее: люди хотят работать по своему профилю и при этом хорошо зарабатывать, но проводимая в стране денежно-кредитная политика по факту теперь этому препятствует, обрубая спрос, усложняя доступ к заимствованиям. Список отраслей, в которых внедряется «антикризисная» четырехдневка, расширяется: это не только автопром, но и производство стройматериалов, металлургия. Эксперты предупреждают о снижении заработков у работников, подпадающих под такую меру, на 20%. Для компенсации потерь часть из них уже сейчас могут отправиться на подработки. Центральный банк (ЦБ), однако, не увидел в происходящем никаких системных рисков.
В официальном Telegram-чате Центробанка, в котором по пятницам проводятся специальные сеансы общения с интернет-аудиторией для разъяснения принимаемых регулятором мер, зампред ЦБ Алексей Заботкин прояснил отношение ведомства к внедрению сокращенных графиков работы на российских предприятиях.
«Введение четырехдневной рабочей недели связано с временным снижением спроса на продукцию отдельных компаний, в том числе в автомобилестроении, после завышенного спроса в предыдущие два года, – сообщил он. – Это является отражением снижения перегрева в экономике».
«Системных рисков не видим, такое явление временное, ранее также были эпизоды краткосрочного ввода некоторыми предприятиями четырехдневного рабочего режима, после чего они возвращались к стандартному графику», – уточнил Заботкин.
Поводов для соответствующих вопросов Центробанку накопилось много. Тем более что предприятия, обосновывая сокращение рабочей недели для персонала, часто ссылались на проблемы, порожденные недоступным кредитованием как для самих предприятий, так и для потребителей, предъявляющих теперь недостаточный спрос на выпускаемую продукцию.
Наиболее активно обсуждались заявления действительно прежде всего представителей российского автопрома. Как сообщали в АвтоВАЗе, одна из причин планируемого осенью изменения режима работы – высокая ключевая ставка и ужесточение требований регулятора к заемщикам по автокредитам. ГАЗ, планируя переход на четырехдневку в августе, тоже ссылался на высокую ставку ЦБ и недоступность финансовых инструментов для приобретения автомобилей.
Представители КамАЗа, обосновывая планы сокращения рабочего графика в августе, сообщили, что денежно-кредитная политика ЦБ привела не только к невозможности приобрести новую технику с помощью кредита и лизинга, но и вынуждает транспортные и другие компании возвращать взятую в лизинг технику лизингодателю (см. также «НГ» от 07.08.25). В июле, как сообщали СМИ, на четырехдневную рабочую неделю переходил ЛиАЗ – из-за падения рынка автобусов.
Но автопром – не единственный пример. С 1 сентября более тысячи сотрудников Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК) тоже должны перейти на сокращенный график.
«В связи со значительной волатильностью курса валют, сложившимися неблагоприятными условиями на рынках ферросплавной продукции, значительным падением потребительского спроса и в целях обеспечения финансово-экономической устойчивости ЧЭМК реализуется антикризисная программа, в рамках которой с 1 сентября административный персонал всех структурных подразделений (дневной график работы) переводится на неполную рабочую неделю (четыре дня в неделю) до конца 2025 года», – поясняли в пресс-службе.
![]() |
Расход на цемент падает вслед за строительством. Фото с сайта www.moscow-beton.ru |
Происходит это на фоне падения жилищного строительства. Причем застройщики ставят на паузу проекты тоже из-за неопределенности с платежеспособным спросом, ведь ставки по рыночной ипотеке на запретительном уровне, а льготные программы существенно сужены.
Другой сферой, тоже пострадавшей от падения спроса в условиях недоступного кредитования, стало производство сельхозтехники (см. об этом «НГ» от 27.05.25). Так что антикризисная четырехдневка затрагивает все больше отраслей, причем таких, от которых зависит множество смежных индустрий и видов бизнеса, а также перспективы целых городов, если не регионов.
Тенденцию подтверждают и опрошенные «НГ» эксперты. «В нашем регионе с начала года видим, что предприятия оптимизируют расходы и персонал. Весной и летом часть компаний перешла на сокращенную рабочую неделю, ввела дополнительные отпуска», – сообщил депутат Государственного совета Республики Татарстан Руслан Нигматулин. Сокращенные рабочие недели, вынужденный отпуск – это, по его словам, попытка предприятий сохранить ценных сотрудников «до лучших времен».
«Практика использования сокращенных графиков, административных отпусков и «естественного» сокращения через незамещение уходящих на пенсию работников действительно становится распространенным инструментом адаптации бизнеса к кризису, – сказал «НГ» омбудсмен по вопросам прав предпринимателей при надзоре в сфере соблюдения трудового законодательства Дмитрий Порочкин. – Это попытка избежать резкого скачка официальной безработицы и социальной напряженности».
При этом хоть предприятия уверяют, что при переводе на сокращенный график сотрудникам сохранят соцпакет, некоторые эксперты предупреждают о предстоящем падении заработков у таких работников с учетом одного исключенного из их графика дня.
«Это означает, что у работников упадет зарплата на 20%. Никто в нашем бизнесе подарков работникам делать не будет», – считает аналитический Telegram-канал Proeconomics.
Напомним, в докризисном 2019 году российское правительство, возглавляемое на тот момент Дмитрием Медведевым, уже поднимало вопрос о внедрении в России четырехдневной рабочей недели. Но главным аргументом против тогда стало такое негативное последствие, как пропорциональное сокращение зарплат сотрудников, которое станет реальным в том случае, если трудовые коллективы не смогут за четыре дня повысить производительность.
И теперь, спустя несколько лет, финансовые власти все-таки добились того, что предприятия действительно начали переходить на четырехдневную рабочую неделю. Только сейчас ситуация усугубляется тем, что сотрудникам из-за упавшего спроса уже в определенным смысле «не для кого» повышать производительность.
Так что, по мнению Порочкина, последствия сокращенного графика будут неоднозначными – все зависит от масштаба, длительности и сопутствующих мер. В краткосрочной перспективе, по его словам, четырехдневка «потенциально хороша»: она позволяет снизить социальные издержки, предотвратить массовую безработицу и сохранить квалифицированные кадры, обеспечив им определенные гарантии. Но в среднесрочной и долгосрочной перспективе эффект может быть негативным – в частности, из-за падения доходов населения и потребительского спроса.
Часть сотрудников уже сейчас пытается компенсировать потери. «Мы видим, что у людей высвободилось время. Кто-то летом занялся домашними, дачными делами, многие идут на подработки», – уточнил Нигматулин. И прежде всего он упомянул подработку в службах доставки и такси.
Ситуация на российском рынке труда сейчас выглядит все более противоречиво из-за отраслевых, структурных дисбалансов. «В некоторых секторах экономики есть временный переизбыток работников, а в других – недостаток», – обратила внимание эксперт в области управления персоналом Института экономики роста им. П.А. Столыпина Татьяна Кожевникова.Как следует из комментария гендиректора Агентства трансформации и развития экономики Владислава Онищенко, в отдельных случаях действительно не исключен избыточный навес труда, когда людей набирали «впрок». И все это, включая сокращенный график работы на предприятиях, вовсе не отменяет проблемы кадрового голода, обусловленного, в частности, долгосрочными демографическими тенденциями.
По мнению Кожевниковой, для устойчивости компаниям нужна гибкость в процессе планирования рабочей силы – возможность адаптировать расходы на персонал к изменениям объемов продаж и производства.
«За счет чего достигается гибкость? Прежде всего за счет того, что в штат на постоянную работу берутся только самые ключевые сотрудники с уникальными компетенциями, – пояснила она. – А все поддерживающие и непрофильные процессы отдаются на аутсорсинг». Это не только клининг или транспорт. Многие компании, по словам эксперта, аутсорсят IT-функцию, бухучет, закупки, кадровый документооборот и подбор, юридическую поддержку, маркетинговые исследования, администрирование контактных центров.
Еще одно направление повышения гибкости – использование альтернативных форм занятости: временных и почасовых работников, фрилансеров, гиг-работников (платформенных занятых). В отличие от постоянных сотрудников «на окладе», загрузку таких работников можно корректировать ежедневно. Но очевидно, что именно такой формат не очень подходит для промышленных предприятий, поэтому, как говорит Кожевникова, для них рациональнее использовать первый вариант: аутсорсинг и персонал подрядчиков.