Инвестировать в обновление производственных линий способно далеко не каждое предприятие. Фото агентства «Москва»
За последнее десятилетие Россия накопила значительное недоинвестирование в технологическую модернизацию, обращают внимание экономисты. За последние 10 лет уровень инвестиций в машины и оборудование был на 15% ниже уровня 2013 года. Эксперты объясняют проблему комплексом факторов: отсутствием у предприятий собственных средств, высокой стоимостью кредитов, длительным сроком окупаемости вложений, а также сложной социально-экономической ситуацией в мире и стране.
В российской экономике за последние годы сложился удивительный феномен: динамика инвестиций в основной капитал начала значимо обгонять прирост ВВП. Так, за пять лет (с 2020 по 2024 год) физический объем инвестиций увеличился более чем на треть (+36,5%), при увеличении ВВП лишь на 10%, обращают внимание эксперты из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). А за последние 15 лет «инвестиционный разрыв» – то есть разница между темпами прироста инвестиций и ВВП – достиг рекордных значений. Можно было бы говорить об адаптации российской экономики к внешним условиям и ее структурной трансформации, однако эксперты обращают внимание на перекосы, которые скрываются за «сверхвысокими темпами роста инвестиций».
Основной проблемой российских инвестиций авторы исследования считают технологическую стагнацию – то есть недостаточный уровень вложений в технологическую модернизацию производств. По мнению ЦМАКП, динамика объема инвестиций в машины и оборудование – один из ключевых показателей, определяющих действительную интенсивность технологической модернизации экономики – «оставляет желать много лучшего».
Так, в 2022 году инвестиции в машины и оборудование сократились аж на 12% к 2021 году, в 2023 году – стагнировали. Лишь в 2024 году они восстановились до уровня 2021-го, при этом лишь на 13% превысив 2019 год, замечают исследователи. Тем не менее вложения в модернизацию машин и оборудования все еще ниже уровней 2013 года. «В целом же за весь период 2014–2024 годов среднемноголетний уровень инвестиций в машины и оборудование был на 15% ниже уровня 2013 года», – подчеркивают в ЦМАКП. Они делают вывод о «серьезнейшем недоинвестировании» компаний в технологическую модернизацию, которое было накоплено за последнее десятилетие.
Одна из возможных причин этого, по мнению экспертов, – сужение «ресурсной базы» для финансирования инвестиций. Так, большинство инвестиций идет за счет собственных средств предприятий, указывают в ЦМАКП. Они, в частности, обращают внимание на тот факт, что доля двух таких источников вложений, как собственные и бюджетные средства, в течение последних пяти лет непрерывно увеличивалась и в настоящий момент достигла уровня в 80,5%. То есть большая часть каких-либо инвестиций компаний осуществляется или на собственные средства, или за счет бюджетных ресурсов. В ЦМАКП указывают, что снижение доходов как компаний, так и государства будет, в свою очередь, вести к резкому сжатию возможностей для дальнейшего повышения инвестиционной активности.
Из данных Росстата следует, что, к примеру, по итогам первого квартала 62% привлеченных инвестиций – это собственные средства компаний. Основным источником финансирования инновационной деятельности у малых технологических предприятий в РФ также чаще всего выступают собственные средства, обращали внимание исследователи из Высшей школы экономики (ВШЭ). Их доля достигла 84% по итогам прошлого года, замечали эксперты (см. «НГ» от 30.07.25).
Российские власти при этом ожидают замедления темпов роста инвестиций в этом году. Темпы роста инвестиций будут ниже, чем в 2023–2024 годы, заявляла глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Минэкономразвития ожидает увеличения инвестиций на 1,7% по итогам года. Консенсус-прогноз аналитиков, опрошенных в начале июля, по динамике инвестиций на 2025 год предполагает их рост на 2,6%.
Согласно же последним опубликованным данным Росстата, инвестиции в основной капитал в РФ в первом квартале 2025 года выросли на 8,7% в годовом выражении. В целом за 2024 год рост инвестиций в основной капитал, по оценке Росстата, был на уровне 7,4% после подъема на 9,8% в 2023 году и на 6,7% в 2022 году.
Инвестиционная картина в стране контрастная, считают эксперты. «Во многом активность вложений сейчас растет за счет бюджетных трат, а также логистических, цифровых расходов организаций, как частных, так и государственных. При этом отдача от таких инвестиций остается низкой и, что самое главное, зачастую не приводит к мультипликативному эффекту», – говорит руководитель направления аналитики Института экономики роста им. Столыпина Сергей Васильковский.
По его мнению, спад инвестиций в машины и оборудование может быть связан с экономической неопределенностью и санкционным давлением. «Большинство такой продукции экспортируется, а это значит, что на ее поставки влияет курс рубля, торговые ограничения, логистические трудности. Возможно, бизнес предпочитает продлевать жизнь машин и оборудования, купленных еще у западных производителей. К тому же обновление основного капитала не носит обязательного, «вынужденного» характера, как, например, закупка цифровых продуктов отечественных вендоров», – рассуждает эксперт.
Вкупе с внешними факторами играют роль ограниченное финансирование и высокая стоимость заемных средств, продолжает Васильковский. Высокая ключевая ставка ограничивает возможности предприятий модернизировать парки оборудования, а также его лизинг, перечисляет он. Как считает эксперт, снижение темпов обновления технологической базы – долгосрочная проблема, которая в итоге ведет к сокращению производительности труда, ухудшению конкурентоспособности российских товаров и риску технологического отставания. «Без обновления оборудования российским компаниям сложнее выходить на экспортные рынки и выдерживать конкуренцию с импортом, что можно наблюдать, например, в автосекторе», – подчеркивает экономист.
«Проблема низкого уровня инвестиций в оборудование в сфере промышленного производства обусловлена рядом факторов: отсутствием у предприятий средств в достаточном объеме, высокой стоимостью кредитов, длительным сроком окупаемости инвестиционных вложений», – перечисляет доцент Финансового университета Тимофей Башлыков.