Большинство предприятий предпочитают инвестировать в модернизацию оборудования.
Фото РИА Новости
Основным источником финансирования инновационной деятельности у малых предприятий в РФ чаще всего выступают собственные средства, говорится в исследовании Высшей школы экономики (ВШЭ). Кредитные средства им фактически не доступны, как и госсубсидии. Иная картина у крупных компаний: субсидии бюджетов всех уровней обеспечивают более четверти инновационных расходов бизнеса. В мировой практике инновации развиваются за счет стартапов и венчурного финансирования, в России развитие здесь идет медленнее, а рынок венчурного финансирования так и не оправился от санкционного давления.
Для большинства российских малых предприятий основным источником финансирования инновационной деятельности являются собственные средства, подчеркивают в ВШЭ.
Основным источником финансирования инновационной деятельности малых предприятий являются собственные средства: в 2024 году их доля превысила 84%. Заметно меньшую роль играют кредитные средства (7,2%) и бюджетная поддержка, в совокупности обеспечивающая чуть более 5% общих инновационных расходов. Вклад остальных источников (включая средства фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, иностранные инвестиции) минимален, уточняют в ВШЭ.
В структуре затрат малых компаний на инновации свыше четверти (27%) расходов приходится на выполнение научных исследований и разработок (ИР), еще 20% используется для покупки машин и оборудования. Почти столько же компании тратят на разработку и покупку программного обеспечения (ПО), что связано с активной цифровизацией как внутренних бизнес-процессов, так и взаимоотношений с потребителями. В разы меньше компании тратят на маркетинг (3,2%), подчеркивают эксперты.
В разрезе по отраслям наиболее инновационно активными является, собственно, сектор научных исследований и разработок. В данном случае речь идет о малых коммерческих организациях, для которых выполнение ИР является основным видом деятельности. Здесь почти половина предприятий (46%) осуществляют инновации. Каждая третья компания, занимающаяся разработкой ПО, также активно финансирует в собственное развитие. В сфере IT инновационно активными является 15% компаний.
Важным фактором инновационной активности российских предприятий является сохраняющийся тренд на технологическую независимость и импортозамещение, обращают внимание ученые. Вероятно, именно поэтому в сферах, где это не является первостепенной задачей для развития. Уровень проникновения инноваций низкий. Так, предприятия сельского хозяйства и строительства остаются в стороне от инновационных процессов, только 5,6% и 2,6% компаний из этих сфер внедряют инновации.
Самым инновационным сегментом малого бизнеса в ВШЭ называют сферу услуг. Здесь каждая десятая компания осуществляет разработку и внедрение инноваций, что сопоставимо и с показателями по крупным и средним организациям сферы услуг (9,9%), обращают внимание ученые.
Больше всего собственных средств тратят на инновации компании из сферы ИР, IT компании и предприятий, занимающиеся разработкой ПО. Меньше всего расходуют на инновации сфера услуг (3,9% расходов к объему выполненных услуг), сельское хозяйство (0,5%) и строительство (0,4%).
Общий же объем инвестиций в инновационные разработки в России, по оценкам ВШЭ, достиг в 2023 году 3,5 трлн руб., что на 23% больше, чем годом ранее. Причем больше всего на разработки потратил как раз-таки сектор услуг – 1,8 трлн руб. Для сравнения: затраты предприятий обрабатывающей промышленности на инновационную деятельность составили 1,3 трлн руб., причем свыше 60% этой суммы было потрачено на разработку и внедрение инновационных продуктов.
Так, если интенсивность затрат на инновации, то есть отношение затрат к общему объему отгруженной продукции, в среднем по экономике составила 2,5%, а в высокотехнологичных обрабатывающих производствах она уже достигла 7%.
Крупные и средние предприятия, в отличие от малых, в первую очередь инвестируют в машины и оборудование на производство (34,6%). Треть тратит собственно на исследования и разработки. При этом для крупных и средних компаний главным источником финансирования инноваций, так же как и у малых, являются собственные средства – их инвестирует свыше 57% компаний. В то же время у крупного бизнеса доступ к государственному финансированию выше. Так, субсидии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые суммарно обеспечивают более четверти (28,5%) инновационных расходов бизнеса. Кредитные средства привлекались в 7% случаев.
«Крупный бизнес большую часть расходов на инновации также финансирует за счет собственных средств. Но он в большей мере полагается на бюджетные субсидии, и все же активнее, чем малый, использует заемные ресурсы», – подтверждает главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин. «Уровень процентных ставок все еще остается чересчур высоким и для инноваций, и для любых инвестиций в целом, по сути, независимо от размеров бизнеса. Что, конечно, сдерживает развитие экономики. А недостаточное, по сравнению со странами – мировыми лидерами, развитие рынка венчурного финансирования и других вариантов беззалогового привлечения средств, конечно, в первую очередь ограничивает возможности в секторе МСП и стартапов», – продолжает экономист.
Копейкин считает важным для роста инновационной активности подключать малый и средний бизнес в цепочки поставок более крупных предприятий. «Поэтому отрадно, что государство уже активно требует этого от госкомпаний. Согласно данным корпорации МСП, вследствие введенной на закупки у МСП квоты, целом за прошлый год госкомпании закупили у малого бизнеса товаров и услуг более чем на 9,6 трлн руб., причем более чем на 900 млрд – инновационной продукции. Что дает и ресурсы для дальнейшего развития, в том числе и в инновационной сфере», – говорит эксперт.
«В капиталоемких отраслях преимущество, конечно, на стороне крупных и квазигосударственных игроков: у них длинные деньги и крупные контракты. Но говорить, что инновации – «только их поле», неправильно. Малые фирмы также инвестируют в нововведения; просто 84,2% их инновационных расходов – собственные средства, а кредиты и бюджет играют заметно меньшую роль. Это сигнал не о слабости МСП, а о барьерах доступа к капиталу», – замечает доцент Президентской академии Даниил Гоненко.
Как считает эксперт, дорогие кредиты тормозят рискованные научно-исследовательские разработки. «Зато расширяются альтернативы: рынок краудлендинга/краудфандинга для МСП растет. По итогам 2024 года объем выдач оценивается в 47–53 млрд руб. Уже работают гранты Фонда содействия инновациям («Старт», «Коммерциализация»), зонтичные поручительства Корпорации МСП и цифровые финансовые активы (ЦФА) как легальный способ «мелкой секьюритизации» потоков под конкретные контракты», – перечисляет экономист.
Сегодня в России процентная ставка остается высокой и держится на этом уровне уже продолжительное время, что делает любые внешние заемные средства для малого бизнеса попросту нерентабельными, соглашается старший партнер в IT-интеграторе «Энсайн» Алексей Постригайло. «Вдобавок модель государственной поддержки если и работает, то крайне выборочно и бюрократизированно. В таких условиях что-то запускать или развивать на внешние деньги – это скорее способ похоронить проект, чем дать ему импульс. Поэтому неудивительно, что предприниматели делают ставку на собственные средства – это единственный по-настоящему контролируемый и предсказуемый ресурс», – подчеркивает он.
Кроме того, многие предприниматели в принципе не знают, что в стране существуют десятки государственных фондов и программ поддержки инновационных проектов. «В результате инновации по-настоящему тянут либо крупные компании, либо проекты, близкие к государственным структурам. Остальные просто не выдерживают по темпу, по ресурсу, по риску. Ожидать от них технологических скачков – несправедливо», – говорит Постригайло.
«Если говорить о технологических инновациях, важно понимать, что их стоимость напрямую связана с масштабом производства. Чем уже промышленная база, способная эту инновацию производить, тем выше ее цена. На определенном этапе развития технология начинает приносить ощутимую экономическую выгоду. В первую очередь это становится актуальным для крупных предприятий, работающих на собственные средства. За счет масштаба они быстрее получают эффект – экономят на издержках, повышают выручку. Постепенно технология доходит и до компаний меньшего размера, хотя с каждым уровнем масштабирования эффект становится менее выраженным», – поясняет основатель Академии IT-менеджмента IPWK Алексей Карпунин.
В мировом контексте традиционно двигателями таких процессов выступают стартапы и венчурные фонды – как частные, так и корпоративные. Однако в России развитие в этой сфере идет значительно медленнее.
«По оценкам, объем венчурного рынка в России по итогам 2024 года составил 178 млн долл. Несмотря на рост, показатели остаются крайне низкими по сравнению с докризисными годами. Для сравнения: в 2021 году венчурные инвестиции в стране достигали 2,6 млрд – это в 15 раз больше, чем сейчас. Такой провал объясняется как санкционным давлением, так и оттоком инвесторов, в том числе из числа технологических корпораций», – сообщает Алексей Карпунин.
Завлабораторией анализа лучших международных практик Института Гайдара Антонина Левашенко напоминает, что в России для инновационных предприятий доступны различные способы финансирования. «Компании могут создавать инновационные продукты не на собственные средства, а, например, за счет форм государственной поддержки. Существует большое количество фондов поддержки стартапов, такие как Фонд развития интернет-инициатив, Фонд МПИ, Фонд суверенных технологий НТИ, Российский фонд развития информационных технологий», - перечисляет она.
«Для венчурного бизнеса принципиален возврат инвестиций не из чистой прибыли, разделенной в виде дивидендов, а из роста стоимости компании. А это требует определенной экосистемы, в которой достаточно инвесторов, готовых играть в такие игры», - говорит руководитель Лаборатории международных экономических исследований Школы управления «Сколково» Владимир Коровкин.
Как замечает эксперт компании «Газинформсервис» Григорий Ковшов, за последние несколько лет тренд поддержки молодых предпринимателей несколько замедлился. «Крупный бизнес стал более избирателен в выборе стартапов, которые достойны поддержки. Все чаще среди прочих требований в раундах фондирования от крупных игроков звучат проверенная экономическая модель проекта/продукта и даже первый эксплуатационных опыт его применения. То есть стартапов меньше не становится, а конкуренция за финансовые ресурсы под реальные проекты только возрастает», - считает он. «Если мы возьмем сферу информационной безопасности, то в отрасли достаточно стартапов, которые успешно развиваются и внедряют инновационные технологии. И они получают как поддержку государства, так и крупных компаний», - добавляет коммерческий директор компании «Код Безопасности» Федор Дбар.