0
242
Газета Экономика Печатная версия

29.10.2025 20:29:00

Между ведомствами затерялось государственное имущество на сотни миллиардов рублей

Уровень беспорядка в учете изъятой коррупционной собственности, вероятно, выше, чем считают аудиторы

Тэги: счетная палата, потери казны, учет изъятой коррупционной собственности, системные проблемы


счетная палата, потери казны, учет изъятой коррупционной собственности, системные проблемы Аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин хотел бы навести порядок в учете и в приватизации изъятого у коррупционеров имущества. Фото с сайта www.council.gov.ru

Счетная палата РФ оценила потери казны при учете изъятой у коррупционеров собственности. Оказалось, что менее 10% изъятого имущества было вовлечено в хозяйственный оборот. За последние четыре года власти приватизировали менее 4% всех объектов коррупционного происхождения. Аудиторы оценивают объем изъятого имущества за последние полтора десятилетия в 113 млрд руб. Но в Госдуме указывают, что такие цифры Счетной палаты существенно отличаются от данных Минфина или Генпрокуратуры.

Коррупционное имущество поступает в казну с 2011 года, напоминают аудиторы Счетной палаты (СП). Хотя, судя по последнему отчету СП, слова «имущество поступает» лучше было бы заменить на «должно поступать». «Речь идет об имущественных объектах, обращенных в доход государства в связи с отсутствием доказательств их законного приобретения, и конфискованном имуществе, полученном в результате коррупционных правонарушений. Всего по состоянию на 1 июля 2025 года в доход государства обращено почти 9 тыс. объектов такого вида недвижимого имущества совокупной стоимостью более 113 млрд руб.», – объясняет аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин. По его словам, с 2021 года было приватизировано 240 объектов коррупционного имущества, что составляет менее 4% от всех объектов. Кроме того, с 2023 года передано в аренду 224 объекта коррупционного имущества, что также не превышает 4% от всех изъятых объектов. «Доходы федерального бюджета от приватизации и аренды указанного имущества составили соответственно 3,2 млрд и 832,2 млн руб.», – уточняет аудитор. И эти цифры показывают, мягко говоря, невысокую эффективность использования государственного имущества в общегосударственных интересах. Такой уровень государственной бесхозяйственности можно было бы объяснить обычной неразберихой. Но можно предположить и наличие коррупционных интересов на всех этапах обращения с изъятым в интересах общества имуществом.

29102025_14_2.jpg
Распределение видов изъятого коррупционного имуществана
1 июля 2025 года в миллиардах рублей.
Источник: Счетная палата РФ
Проверка Счетной палаты показала, что эффективному учету и использованию коррупционного имущества препятствует ряд системных проблем и законодательных ограничений, в том числе несовершенство нормативного регулирования этой сферы. В частности, не регламентирован должным образом процесс передачи коррупционного имущества от Федеральной службы судебных приставов Росимуществу, что влечет негативные последствия, включая прием несуществующих объектов и увеличение срока вовлечения имущества в оборот. «Кроме того, в Росимуществе отсутствует единая практика приема, учета в казне РФ и регистрации права федеральной собственности на коррупционное имущество, следствием чего являются риски его утраты», – отмечают аудиторы СП.

Еще одна важная проблема, отмеченная Счетной палатой в ходе проверки, связана с продолжительными сроками государственной регистрации права собственности на имущество – в среднем от 1,5 до 2 лет. В основном это обусловлено длительным снятием запретов и арестов, наложенных на имущество судебными органами. «По состоянию на 1 августа 2025 года не зарегистрировано право федеральной собственности на 404 объекта стоимостью 1,1 млрд руб.», – сообщает Андрей Батуркин.

Для использования изъятого коррупционного имущества в общественных интересах есть много препятствий. В частности, законодательно запрещена продажа на торгах конфискованных земельных участков, основным видом разрешенного использования которых является строительство зданий и сооружений. В результате только на территории Московской области с 2020 года не реализовано более 2 тыс. земельных участков площадью 581 га и совокупной кадастровой стоимостью более 2,7 млрд руб. Кроме того, из-за действующих ограничений на продажу конфискованных жилых помещений (в части стоимости и способа приватизации) не реализовано 296 имущественных объектов (квартир, жилых домов и коттеджей) совокупной кадастровой стоимостью 2,3 млрд руб., обращенных в доход государства, но не востребованных для нужд страны. При этом некоторые объекты не используются с 2019 года и теряют инвестиционную привлекательность, отмечают в СП.

Для устранения перечисленных законодательных барьеров Счетная палата предложила правительству РФ внести изменения в закон о приватизации и снять ограничения на продажу жилых помещений и земельных участков, относящихся к коррупционному имуществу.

Между тем в Госдуме обращают внимание на большую разницу в статистике конфискованного и приватизированного имущества.

Весной 2025 года пресса сообщила со ссылкой на Генпрокуратуру о конфискации в 2024 году у коррупционеров активов на сумму в 504 млрд руб. «По данным оперативного доклада Счетной палаты РФ, из них до бюджета дошло лишь 114,4 млрд, что вызвало вопрос о судьбе оставшихся 389,6 млрд, не дошедших до бюджета», – сообщил депутат Госдумы Сергей Обухов. Он направил запросы в правительство. «И получил весьма пространный ответ, вызывающий еще больше вопросов», – сообщает парламентарий и указывает на совершенно разные цифры в отчетах разных правительственных ведомств. «Например, в приложенной к ответу справке Минфина сообщается, что за 2024 год в бюджет поступило 122,4 млрд руб. от продажи конфискованного у коррупционеров имущества. Однако в справке Росимущества фигурирует уже другая сумма – 37,9 млрд. Еще на 76,5 млрд, как сообщает Росимущество, были проданы акции и иные ценные бумаги мздоимцев», – удивляется депутат. Общая сумма доходов (114,4 млрд руб.) в ответе правительства совпадает с данными оперативного доклада СП, но не с цифрами Минфина или Генпрокуратуры. «Однако на этом странности не заканчиваются», – отмечает депутат. По его словам, в ответах Росимущества и Минфина есть напоминание о том, что с июля 2024 года средства от реализации коррупционных активов направлялись не в бюджет, а в Социальный фонд России. «Это хорошо, однако непонятно, почему из 114,4 млрд руб. до Социального фонда дошло только 1,8 млрд. Куда пропали остальные деньги, которые должны были «упасть в копилку» фонда до вступления в июле закона в силу?» – задается вопросом парламентарий.

Таким образом, отчеты Счетной палаты и ответы ведомств показывают, что в системе обращения с изъятым коррупционным имуществом в нашей стране существует большая неразбериха, а сами эти изъятые активы не работают на общественные интересы. Депутат Обухов описывает позицию некоторых чиновников, которые прямо говорят, что их «не беспокоит вопрос, украдены ли деньги от реализации коррупционных активов или эти активы действительно не реализованы».


Читайте также


Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Михаил Сергеев

Счетная палата требует строить по типовым проектам, которые снизят расходы бюджета на 30%

0
4820
Случай с РКК "Энергия"

Случай с РКК "Энергия"

Андрей Ваганов

Что мешает России вернуть лидирующие позиции в космонавтике

0
4376
Механизм инфраструктурных кредитов дает сбои в регионах

Механизм инфраструктурных кредитов дает сбои в регионах

Ольга Соловьева

Счетная палата предлагает новые санкции за нарушение обязательств губернаторами

0
4238
В России каждый пятый бросает курить из-за высоких акцизов

В России каждый пятый бросает курить из-за высоких акцизов

Михаил Сергеев

В стране растет потребление нелегальной табачной продукции

0
3246

Другие новости