0
181
Газета Экономика Печатная версия

28.08.2025 21:11:00

Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Счетная палата требует строить по типовым проектам, которые снизят расходы бюджета на 30%

Тэги: счетная палата, системные проблемы бюджетного строительства соцобъектов, аномальная разница в затратах


счетная палата, системные проблемы бюджетного строительства соцобъектов, аномальная разница в затратах По информации вице-премьера Марата Хуснуллина, в работе находятся 1190 объектов социального назначения. Фото РИА Новости

Счетная палата указывает на системные проблемы бюджетного строительства социальных и инфраструктурных объектов в регионах. В последнем отчете аудиторы указывают на аномальную разницу в затратах на строительство однотипных школ, больниц или детских садов в субъектах РФ. Символом сверхзатратного бюджетного долгостроя можно назвать многопрофильный медицинский центр в Республике Крым (Ялта), запустить который планировалось еще в 2023 году. На сегодня бюджет стройки вырос более чем вдвое. А сроки запуска медцентра переносились уже пять раз. Очередная дата завершения строительства отнесена теперь на 2030 год. Но счет подобных примеров неэффективного расходования бюджетных ресурсов в стране идет на тысячи.

Долго, дорого и часто вообще без планового результата – так можно описать систему бюджетного финансирования строительства в регионах. Уже не первый десяток лет Счетная палата (СП) указывает на растущий объем незавершенного строительства и постоянное увеличение смет строительства. Регулярно призывают аудиторы и усилить ответственность региональных властей за рост долгостроя или невыполнение обязательств по бюджетным кредитам. Но привить рачительное отношение местных чиновников к бюджетным деньгам пока не удается. До сих пор местные власти в регионах не стремятся использовать типовую документацию при строительстве социальных объектов, что помогло бы экономии средств.

Средства федерального и региональных бюджетов, направляемые на строительство объектов социальной сферы, используются недостаточно эффективно и могут быть оптимизированы, сделала вывод Счетная палата после анализа стоимости строительства 1 кв. м социальных объектов (школ, детсадов, больниц и поликлиник), которые избежали судьбу долгостроя и были сданы в эксплуатацию. Оценить разницу в цене строительства единицы площади социальных объектов Счетную палату просили депутаты Госдумы.

Средняя цена 1 м площади для сданных в прошлом году объектов составила: для больниц – 302 тыс. руб., для поликлиник – 168 тыс. руб.; для школ – 92 тыс. руб. и 119 тыс. руб. для детских садов. Однако подавляющее число этих социальных объектов строилось по индивидуальным проектам, которые существенно увеличивали бюджетные расходы и грозили срывами сроков строительства.

По данным СП, применение типовых проектов снижает общие расходы на строительство примерно на 30%. Но несмотря на явное преимущество типовых проектов, местные власти в целом предпочитают их не использовать. Из 92 детсадов и 48 поликлиник, запущенных в 2024 году, типовые проекты использовали только 19,6% детсадов и 18,8% поликлиник. Так что можно смело сказать, что типовые проекты использовались менее чем одной пятой объектов, сданных в эксплуатацию за последнее время.

А в общей численности всех строящихся и построенных объектов ситуация с использованием типовых проектов значительно хуже. Более чем из 4 тыс. школ типовая документация была использована только в 6,8% всех проектов. Из 886 проектных документаций поликлиник признаны типовыми всего 7,7%.

И хотя местные чиновники предпочитают использовать дорогие индивидуальные проекты для новых социальных объектов, в целом они строятся вполне бездумно, произвольно и часто без учета реальной потребности.

Решения о финансировании строительства почти двух третей (62,5%) всех больниц принимались до их включения в схемы территориального планирования, то есть без предварительной проработки, оценки и обоснования вариантов размещения объектов и без учета особенностей и направлений развития соответствующей территории и инфраструктуры, говорят аудиторы СП.

Почти в половине вновь построенных школ и детских садов их фактическая загруженность значительно превышает проектные ограничения. Это может свидетельствовать о недостаточной эффективности планирования расходов федерального бюджета и об отсутствии объективного прогноза потребности в новых социальных объектах, отмечается в заключении Счетной палаты.

Для исправления ситуации Счетная палата предлагает выделять бюджетные средства только тем социальным объектам, проекты которых были предварительно включены в документы территориального планирования. Кроме того, СП предлагает правительству РФ обеспечить подготовку типовой проектной документации для объектов социальной сферы (школ, больниц, поликлиник, детских садов) с учетом последних технических решений в соответствии с минимально установленными эпидемиологическими, пожарными, санитарными и иными требованиями безопасности. 

Кроме того, с 2026 года условием выделения бюджетных средств под строительство социальных объектов должно стать использование типовой проектной документации, если таковая вообще имеется.

Заметим, что все описанные недостатки касаются лишь самой благополучной части объектов бюджетного строительства в регионах, которые были сданы в эксплуатацию. Но у большой части объектов бюджетного строительства судьба значительно хуже, так как они попали в так называемые объекты незавершенного строительства (ОНС) с неясными перспективами сдачи в эксплуатацию. Бюджетные расходы на эти объекты незавершенного строительства фактически стали просто разбазариванием средств без какой-либо общественной пользы.

4-9326-2-1-t.jpg
Строительство многих социальных объектов
в регионах РФ имеет высокие риски
превращения в долгострой.
Фото с сайта www.bryanskobl.ru
Два года назад в Совете Федерации (СФ) оценивали общее число объектов незавершенного строительства выше 80 тыс. суммарной стоимостью свыше 5 трлн руб. «Длительное строительство особенно социально важных объектов, а впоследствии приостановка строительства – это неэффективное использование бюджетных средств и определенный ущерб развитию экономики страны в целом», – объяснял первый зампред комитета СФ по федеративному устройству Владимир Городецкий. Сенатор подчеркнул, что президентом РФ поставлена задача «поэтапно, в течение полутора-двух лет завершить строительство замороженных недостроенных объектов, предусмотреть на эти цели дополнительное финансирование». Городецкий напомнил, что с 2022 года началась системная работа с долгостроями на федеральном уровне. Правительством РФ был утвержден план мероприятий о новых подходах к управлению такими объектами. Минстрой РФ определен координатором работы по сокращению объемов незавершенного строительства, утверждена необходимая нормативно-правовая и методическая база. Сенатор сообщил, что фактически все регионы указали на отсутствие средств бюджетов на финансовое обеспечение завершения строительства проблемных объектов. А замминистра экономического развития РФ Сергей Назаров сообщил о рисках появления новых объектов незавершенного строительства из‑за разрыва цикла финансирования.

В августе 2025 года в правительстве сообщили, что более 380 объектов незавершенного строительства планируется достроить в этом году. «В рамках комплексной госпрограммы «Строительство» ведется работа по сокращению объектов незавершенного строительства. На сегодняшний день в федеральном реестре 755 объектов незавершенного строительства, по 752 из них уже приняты соответствующие решения, в том числе 382 объекта планируется достроить», – отмечают в правительстве.

«Государственная программа «Строительство» помогает управлять бюджетными деньгами на возведение нужных людям объектов. По реестру объектов капитального строительства, входящему в комплексную госпрограмму, строят и реконструируют больницы, школы, дороги, университеты, аэропорты и морские порты, атомные ледоколы, научные центры и многое другое. В настоящее время в работе находятся 1190 адресных объектов и мероприятий», – сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин.


Читайте также


Механизм инфраструктурных кредитов дает сбои в регионах

Механизм инфраструктурных кредитов дает сбои в регионах

Ольга Соловьева

Счетная палата предлагает новые санкции за нарушение обязательств губернаторами

0
2510
Промышленность России пользуется водными ресурсами почти бесплатно

Промышленность России пользуется водными ресурсами почти бесплатно

Михаил Сергеев

Счетная палата предлагает повысить тарифы для предприятий в 10 раз

0
3237
Социальное строительство оказалось зоной масштабных нарушений

Социальное строительство оказалось зоной масштабных нарушений

Михаил Сергеев

Счетная палата оценила бюджетные расходы в регионах в 680 миллиардов рублей

0
3981
Неэффективность госрасходов становится всероссийской проблемой

Неэффективность госрасходов становится всероссийской проблемой

Михаил Сергеев

Более половины регионов не достигают обещанных результатов по условиям льготных федеральных кредитов

0
4894

Другие новости