Бизнес-интересы торговых онлайн-площадок могут как совпадать с интересами потребителей, так и противоречить им. Фото Андрея Гордеева/PhotoXPress.ru
В Центробанке (ЦБ) обозначили «НГ» свою позицию по поводу маркетплейсов: «Банк России поддерживает и скидки, и бонусы, и никогда не выступал за их отмену». Но для регулятора важно, чтобы эти скидки были доступны широкому кругу потребителей – вне зависимости от того, о какой экосистеме идет речь: в основе своей финансовой или торговой. По мнению ЦБ, пришло время урегулировать этот вопрос, чтобы «не было дискриминации».
Доля розничных торговых сетей в общем обороте сектора сокращается, сказывается «конкуренция с маркетплейсами и сервисами доставки». При этом торговый оборот маркетплейсов за последние пять лет вырос более чем в 13 раз. И по объему привлеченных средств физических лиц – тех денежных средств, которые клиенты вносят на счета, чтобы затем направить на покупки, – два банка от двух самых известных торговых онлайн-площадок в стране уже вошли «в топ-20 по рынку». Об этом сообщается в новом Обзоре финансовой стабильности Центробанка в разделе, посвященном бигтехам.
К бигтехам регулятор относит крупные компании, которые сформировались на базе нефинансовых организаций, развивают бизнес с использованием цифровых технологий, платформ и больших данных и создают экосистему сервисов для своей клиентской базы. Для бигтеха маркетплейс может быть одним из вариантов расширения экосистемы. Банки, входящие в группы таких компаний, активно развивают клиентские сервисы, что способствует их экстенсивному росту, в первую очередь за счет клиентов маркетплейсов.
По уточнению ЦБ, в настоящий момент бизнес-модель этих банков в большей степени комиссионная: они получают доход в результате проведения расчетов на маркетплейсах. Сейчас они занимают незначительную долю в банковском кредитовании, но уже начинают предлагать банковские продукты как клиентам маркетплейсов, так и прочим клиентам.
«Пока деятельность бигтехов и их дочерних банков не несет системных рисков», – сообщил ЦБ. Но, как он считает, по мере расширения их бизнеса важно отслеживать определенные взаимосвязи.
|
|
В Центробанке еще раз обозначили позицию по поводу скидок на маркетплейсах. Фото автора |
Во-вторых, это взаимозависимость между маркетплейсами и поставщиками, значительную часть которых составляют малые и средние предприятия (МСП). «Потенциальные операционные или финансовые проблемы маркетплейсов могут напрямую сказываться на МСП (например, через задержки выплат и неполучение выручки)», – предупредил ЦБ.
И в-третьих, упоминается связь с рынком коммерческой недвижимости: крупнейшие маркетплейсы – ключевые арендаторы складских помещений. Их активный рост влияет на развитие сегмента логистической недвижимости.
ЦБ планирует проводить регулярный мониторинг и оценку рисков крупных бигтехов.
Однако в этом обзоре никак не обозначена еще одна взаимосвязь – между маркетплейсами и конечными потребителями, которые в поисках приемлемого соотношения цены и качества отслеживают особые предложения от онлайн-магазинов.
Тем более что обсуждаемая сейчас отмена скидок, привязанных к финансовым инструментам маркетплейсов, теоретически может рассматриваться как проинфляционный фактор, негативно влияющий на материальное положение граждан.
Как сообщил по итогам опросов Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), любые нововведения, касающиеся маркетплейсов, коснутся большого числа граждан: «Семь из 10 с разной периодичностью совершают там покупки».
«Идея крупнейших российских банков запретить маркетплейсам предлагать скидки при оплате их картами вызывает недовольство у тех, кто активно покупает онлайн», – предупредил ВЦИОМ.
Почти две трети покупателей воспринимают инициативу как несправедливую . Каждый второй онлайн-покупатель интуитивно считывает в обсуждаемом запрете удар буквально по своему кошельку. «Большинство уверено, что исчезновение скидок неизбежно приведет к росту цен, ухудшит условия для миллионов покупателей и негативно отразится на малом и среднем бизнесе», – выяснил ВЦИОМ.
Хотя маркетплейсы тоже преследуют свои бизнес-интересы. Просто в одни моменты эти интересы могут быть созвучны настроениям потребителей – например, когда спрос потребителей подстегивается скидками, которые становятся доступными при соблюдении определенных условий.
А в другие моменты эти интересы могут идти, наоборот, вразрез с запросами покупателей, провоцируя недовольство: допустим, когда онлайн-площадка внедряет дополнительные сборы за возврат товара, когда как бы бесплатная доставка по факту априори учтена в ценах или когда стоимость доставки повышается в часы пиковой нагрузки.
Но вопрос о том, не станет ли проинфляционным фактором обсуждаемая отмена на маркетплейсах скидок, привязанных к их платежным картам, имеет право на существование.
Вся эта дискуссия развернулась в крайне неблагоприятном контексте: инфляция все еще остается высокой, рыночные ставки по кредитам на запретительном уровне, налог на добавленную стоимость планируется повысить. И началась дискуссия с тезиса именно о необходимости запрета определенных скидок, что сразу ударило в глазах общественности по репутации банков и иных финансистов (см. «НГ» от 23.11.25). Создалось впечатление, что в повестке дня сейчас идея об очередных ужесточениях, а не о том, чтобы сделать товары для населения доступнее по цене общими усилиями торговых и банковских организаций.
На прошедшей 27 ноября пресс-конференции Центробанк еще раз обозначил свою позицию, отвечая на вопрос «НГ» о последствиях отмены скидок.
«Банк России поддерживает и скидки, и бонусы и никогда не выступал за их отмену, – сказал «НГ» зампред ЦБ Филипп Габуния. – Но для нас важно, чтобы эти скидки были доступны широкому кругу потребителей и не было дискриминации».
«И с учетом того, что сейчас начинает действовать закон о платформенной экономике, нам кажется, что самое время это урегулировать, – пояснил он. – Для всех маркетплейсов, для всех экосистем, независимо от их структуры, доминирует ли там финансовый бизнес или торговый». «Дискриминация должна быть устранена, у клиентов должен быть равный доступ ко всем благам, которые там происходят», – сказал Габуния.
Однако, отметим, по факту пока ничто не убеждает в том, что борьба с упомянутой дискриминацией (даже при разговорах о том, что скидки в идеале должны быть доступны всем) не приведет к уравниловке – к установлению цен на одном для всех более высоком уровне.
Впрочем, одновременно с этим можно ожидать, что на любое действие найдется свой вариант противодействия, когда, желая привлечь потребителя, продавцы будут изобретать новые стимулы.

