У Исраэля Каца и Эяля Замира все меньше поводов улыбаться друг другу. Фото со страницы Исраэля Каца в социальной сети Х
В руководстве Израиля опасаются углубления конфликта между министром обороны страны Исраэлем Кацем и главой Генерального штаба Эялем Замиром. Катализатором их ссоры стал обобщающий доклад по поводу событий 7 октября 2023 года, сделанный по запросу главы Генштаба. Исследование выявило низкое качество большинства официальных проверок, сделанных по следам трагедии. Кац принял эти результаты на свой счет и заморозил некоторые решения Замира. Тот, в свою очередь, накануне заявил, что сегодня Израилю требуется смелое руководство, которые не боится признавать ошибки.
Об обеспокоенности высшего политического эшелона Израиля конфликтом между Генштабом и Минобороны рассказали источники новостной корпорации «Кан». Как опасаются власти, спор двух военачальников может выйти из-под контроля. Последний повод для беспокойства дали комментарии Замира, которые он сделал на мероприятии, посвященном 52-й годовщине со дня смерти Давида Бен-Гуриона. «Сегодня нам ясно без всяких сомнений: недостаточно объяснений, недостаточно критики – необходимо смелое, целеустремленное руководство, меняющее реальность. Руководство, которое и признает провал, и осмеливается что-то менять. Руководство, которое не запугивает и топит, а поднимает и вдохновляет», – подчеркнул глава Генштаба.
Комментарии Замира прозвучали как очевидный выпад в адрес премьер-министра Биньямина Нетаньяху и Каца. Поводом для ссоры между главой Генштаба и окружением главы правительства стал выпущенный на этой неделе независимый доклад, посвященный событиям 7 октября. Его проводила по запросу Замира комиссия бывших офицеров во главе с экс-командующим Южным военным округом Сами Турджеманом. В отчете анализировалось свыше 20 официальных докладов, посвященных причинам исторического провала Израиля в сфере безопасности два года назад. Менее половины исследований члены комиссии признали пригодными с точки зрения качества, остальные были либо полностью, либо частично забракованы.
Комиссия Турджемана также обратила внимание на серьезные просчеты Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в преддверии и в первые часы трагедии. Среди них – невнимание к давним донесениям спецслужб о готовности группировки ХАМАС к сухопутному нападению, несогласованность между разными армейскими органами, отсутствие навыков оперативного реагирования и неспособность профессионально оценить массив данных о начавшейся активности на границе. При этом участники обобщающей проверки сознательно отказались затрагивать вопросы, связанные со сферой политики. Например, комиссия Турджемана проигнорировала такой вопрос, как координация действий между военным и политическим руководством 7 октября.
По итогам проверки Замир объявил об увольнении ряда высокопоставленных офицеров, которые, по его мнению, несли ответственность за серьезные ошибки, допущенные 7 октября 2023 года. «Передо мной есть обязательство установить четкий стандарт командной ответственности (за допущение трагедии два года назад. – «НГ»), – подчеркнул тогда глава Генштаба. – Это не ответственность, которую мы должны взять на себя, а ответственность, которую мы несем по праву быть командирами в ЦАХАЛ». Он добавил: «7 октября ЦАХАЛ не выполнил свою главную задачу – защиту мирного населения Государства Израиль. Это серьезный, вопиющий системный провал, связанный с решениями и действиями, принятыми накануне и во время событий».
Однако Кац, который с момента вступления Замира в должность главы Генштаба в марте этого года пребывает с ним в затяжном конфликте по поводу широты полномочий, принял последние выводы и решения на личный счет. Он поручил регуляторам перепроверить результаты работы комиссии Турджемана и на момент этой ревизии заморозил все кадровые решения на вершине армейской иерархии. Как рассказывали местным СМИ источники в окружении министра обороны, Кац был обижен тем, что он не смог принимать участие в расследовании и что его поставили перед фактом в деле об увольнении ряда высокопоставленных офицеров.
В ответном заявлении Замир подчеркнул, что решения министра обороны вызывают недоумение и что обобщающая проверка проводилась исключительно для того, чтобы учесть все предыдущие ошибки, а не создавать поводы для политической борьбы.
Премьер-министр Израиля все это время пытался сохранять видимость нейтралитета. На этой неделе Нетаньяху даже провел встречи с Кацем и Замиром по отдельности, хотя изначально планировалось провести одну совместную встречу. Во время переговоров глава правительства попросил двух военачальников прекратить публичную пикировку. В окружении Нетаньяху говорят, что он крайне разочарован возникшим конфликтом. Назначение Замира в начале этого года широко рассматривалось как попытка премьер-министра увеличить в военном руководстве круг своих лоялистов. Предшественник Замира Герци Халеви активно выступал против военных решений Нетаньяху, за что, как принято считать, и был вынужден сложить свои полномочия.
Спор в высшем руководстве напрямую влияет не только на имидж, но и на качество работы ЦАХАЛ. Как отмечают израильские СМИ, из-за решения Каца заморозить новые назначения, инициированные Замиром, сухопутные войска ЦАХАЛ остаются без постоянного начальника. Из-за перестановок с сентября у них не было главы штаба, что привело к задержке в важных процессах планирования. Пока Замир решил назначить на эту должность временного руководителя, но сама ситуация стала сигналом тревоги для армии.

