0
204
Газета Печатная версия

29.10.2025 20:30:05

Мир без посторонних

У пьесы Александра Вампилова «Старший сын» в этом году юбилей

Тэги: драматургия, кино, старший сын, александр вампилов


40-9-1480.jpg
Даже о такой вещи, как всеобщее братство,
Александр Вампилов рассказал спокойно,
внятно и просто.
Фото Михаила Минеева/ТАСС
Слова «гениальный», «гениально» используются так часто, что уже приравнялись по смыслу к фразе «мне очень нравится». Что заставляет время от времени вспоминать первоначальное, истинное значение этого определения. А оно сводится к способности влиять на развитие. И нагляднее всего гениальность проявляется в преодолении невозможного.

Невозможно, казалось бы, спокойно, внятно и просто, без малейшего намека на пафос рассказать о такой пафосной вещи, как всеобщее братство. А у драматурга Александра Вампилова (1937–1972) в пьесе «Старший сын» получилось.

В 2025 году у пьесы, одной из лучших в отечественной и мировой драматургии и, пожалуй, самой лучшей у Вампилова, три круглые даты. В 1965-м, 60 лет назад, состоялась ее первая публикация (в газете «Сельская молодежь», под названием «Женихи»). В 1970-м, 55 лет назад, автор дорабатывает пьесу, которая после его смерти, озаглавленная уже «Старший сын», выходит в издательстве «Искусство». И наконец, в 1975 году, ровно 50 лет назад, режиссер Виталий Мельников (1928–2022) выпускает на «Ленфильме» одноименную картину.

Сюжет пьесы довольно оригинален. Два случайных приятеля – Владимир Бусыгин и Семен Севостьянов по прозвищу Сильва – опаздывают на электричку. Переночевать в незнакомом месте их никто не пускает, и они, ненароком подслушав разговор Андрея Григорьевича Сарафанова со своей соседкой, в которую влюблен сын Сарафанова Васенька, выдают Бусыгина за еще одного сына Сарафанова. Чистый сердцем, доверчивый Сарафанов-старший принимает Бусыгина как родного, и тот проникается к нему искренней симпатией. Кроме того, Владимир влюбляется в дочь Сарафанова – Нину. В финале понятно, что он станет Сарафанову-старшему сыном если не в прямом значении, то по родству душ и в качестве зятя.

Великолепный фильм Мельникова следует пьесе почти дословно. Тем интереснее проследить все же имеющиеся отличия в подходе двух мастеров к раскрытию темы.

В фильме идея представить Бусыгина сыном Сарафанова принадлежит самому Бусыгину. Так выражается его тоска по отцу, которого у него не было. Так проявляется его попытка достучаться наконец до людей (ведь до этого никто и нигде не пускает их с приятелем ночевать).

У Вампилова все это подается несколько тоньше, интереснее. Сначала Бусыгин, пытаясь втереться в доверие к Васеньке и, явно пародируя тот самый гуманистический пафос, говорит, что «брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога...». А Сильва, которого тут же «осеняет», и представляет Бусыгина в качестве брата. («Сильва. «Страждущий брат»! Сила! Я бы никогда не додумался!») Сильва выступает у Вампилова в роли искусителя, заставляя Бусыгина всерьез отнестись к словам, который тот в шутку произносит. Бусыгин испытание выдерживает, и Сильва в конце исчезает.

Сильва как отрицательный персонаж в пьесе занимает больше места. Только из пьесы мы узнаем, например, что у него в отличие от Бусыгина есть отец, да еще какой...

«Сильва. У меня батя – большой шутник.... Вчера, например... на, говорит, тебе последние 20 рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел! Бусыгин. Да, почтенный родитель».

40-9-2480.jpg
Великолепный фильм Виталия Мельникова
следует пьесе Вампилова почти дословно.
Кадр из фильма «Старший сын». 1975
Так хорошее кино на хорошей литературной основе обычно сглаживает нюансы, «спрямляя» ход повествования. Смысловых оттенков становится меньше, но четче выделяется главная идея. У Мельникова так и получилось. Поэтому он акцентирует свой рассказ на положительных персонажах.

Прежде всего это Сарафанов-старший. В этом фильме все играют блестяще. Для молодых тогда Михаила Боярского, Николая Караченцева, Светланы Крючковой он стал важной ступенью в профессиональном становлении. Но вершина мастерства принадлежит, конечно, Евгению Леонову. Роль Сарафанова-старшего вполне можно назвать его завещанием. Характер актера и его героя здесь максимально совпали. И в подробностях, и в главном. «Сарафанов. Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него».

«Блаженный» Сарафанов-старший и Бусыгин, их стремление к любви как основе существования и рождают, и держат сюжет – как фильма, так и пьесы. Вампиловский подход к тому, где искать таких людей, очень характерен. Он проявляется не только в «Старшем сыне», но и в других его, к сожалению, немногочисленных работах.

Герои Вампилова, как правило, живут не в центре, о каком бы значении слова ни шла речь: социальном, географическом и т.д. (Кстати, одно из первых названий «Старшего сына» – «Предместье».) Это люди трудовые и неформальные. Свободные, в том числе от навязанной кем-то или чем-то озабоченности. Характеристика «серьезный человек» в их мироощущении тревожно-негативна. Старший Сарафанов так называет сначала инженера, к которому ушла его жена (ничуть не желая того унизить, напротив, пытаясь сделать комплимент). А когда он так же говорит о летчике, женихе Нины, у зрителя есть все основания насторожиться еще до того, как тот появится на сцене.

Вторая типовая черта вампиловских героев – неблагополучие. Сарафанова-старшего уволили из оркестра, Бусыгин вырос без отца, у Нины срывается свадьба, у Васеньки – несчастная любовь... Все они ищут, ошибаются. Знают жизнь если не со всех, то со многих и не самых благостных сторон. Но всегда стремятся к настоящему, безусловному. По-другому их не устраивает.

Вампилов доносит до зрителя и тему своей «комедии», и значение этой темы совершенно прямолинейно, словами одного из героев. Про единственную вещь, которую пишет всю жизнь, Сарафанов-старший говорит: «Я выскажу главное, только самое главное!», и называется она «Все люди – братья!». В этом смысле простота вампиловской пьесы именно что святая. Та самая, что касается всех, но открывается немногим.

В итоге ко всеобщему братству у Вампилова ближе всего люди совсем не обыкновенные и далеко не простые – те, кто окружает нас каждый день. А самой показательной чертой оказывается способность впустить в свой дом, в свое сердце «чужого», «постороннего» человека.

Хотя здесь нам повезло. Кто-нибудь да всегда стучится в нашу дверь.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Александр Петров воспитывает Горыныча

Александр Петров воспитывает Горыныча

Наталия Григорьева

Новая отечественная киносказка про детство огнедышащего змея

0
2118
Никита Михалков: "То, что мы испытывали – ощущение греха и стыда, – редко кто испытывает сегодня"

Никита Михалков: "То, что мы испытывали – ощущение греха и стыда, – редко кто испытывает сегодня"

Вера Цветкова

Режиссер сам свой фильм положил на полку – беспрецедентный случай в истории кинематографа

0
3291
«Говорящие головы» или «сливки общества»?

«Говорящие головы» или «сливки общества»?

Владимир Буев

Сложная судьба Русского ПЕНа, показанная без сложностей

0
861
Брак по-итальянски

Брак по-итальянски

Геннадий Гутман

Софи Лорен в борьбе за любовь, в свете софитов и на тюремных нарах

0
3164

Другие новости