0
98
Газета Печатная версия

29.10.2025 20:30:00

Чтобы проще лезть на стену

Про забавный минимализм с верой в сказку и миф

Тэги: поэзия, минимализм, хлебников


40-13-3480.jpg
Что там снаружи, за окном? Да какая разница.
Фото Евгения Никитина
Когда мы разбираем стихи, то предполагается, что мы их не только анализируем, но и чувствуем, даже проживаем. Поэтический текст не состоит только из текста, как и музыка не состоит только из математики. Некоторые критики признают за поэзией и искусством вообще такую функцию, как доставлять удовольствие читателю. Другие же категорически против «угождения»: не для этого роза цвела, как говорят в народе. Когда мы читаем новую книгу Матвея Цапко, то иногда улыбаемся или смеемся, но при чтении его предыдущего сборника «Экранка» (2024) это происходило куда чаще. Говоря наукообразно, поэтика минимализма, акцент на юморе иссякают в новом опыте, уступая место эксперименту, поиску, даже лирическому наитию. Сейчас книга идет от ориентации на читателя – к автору для авторов. Минимализм забавен, в нем больше приема, искусственного, игры, он древний и проще вступает в диалог. Он более выигрышен для аудитории. Недаром ныне много минималистов – это и Игорь Губерман, и Владимир Вишневский, и другие поэты. Рифмованные и верлибром стихи – жанр ими прирастает. Вот и тут я нашла удачу:

прикрыть голый бетон

пыльным ковром

чтобы было проще

лезть на стену

Кроме этого изменения концентрации жанра, существенных перемен в образе лирического героя в его настроении я не нашла. Разве что дрейф от того, что называют «депрессивным», к тому, что именуется «меланхолической рефлексией»: улучшение, посветление. Но ведь это не профессиональные категории. Детско-игровое начало, призрачный мир теней на ночнике превращается в лирическую акварель:

девяносто девятая салфетка

улетает в урну

насморк все-таки

крайне жесток

ко всему

когда и что его обидело

что он заставляет всех

лить сопли слезы…

40-13-12250.jpg
Матвей Цапко. Мульти:
стихотворения и поэма.–
Краснодар: ВНОВЕ, 2025. – 90 с.
Вспоминается «Сказка о дожде» Беллы Ахмадулиной, и мы смеемся. Эксплуатация приема в сущности детской поэзии – персонификации, в данном случае насморка – меняет фокус, смешит, делает гетероморфный текст пограничным: «как бы поэзия», шутка. Это, кстати, стабильная примета минимализма – несерьезность, катуллианство. Автор бормочет, все дальше пятясь в сторону кулис, а перформанс-шутка возникает все реже. Конечно, поэт не скоморох повсеместный, он работник с языком и образом, однако вспомним итоговую участь Велимира Хлебникова…

О чем эта книга? Молодой человек, довольно несерьезный, необремененный, ведет рассеянную «полужизнь»: он городской интеллигент, студент, немного мечтатель. То он подрабатывает в лечебнице, то у него случайный роман, он наблюдает за кленовым вертолетиком, выдумал себе двойника-неудачника Рыбакова… Традиция травестирования, игры в условное детство, карнавальности – все это было и в предыдущей книге. Неконформный герой, как я недавно прочла, точно так же часть определенной иерархии и системы, как и конформный, более того, даже и системы эти схожи по внутреннему устройству. Вийон и Пушкин были «неконформны», они были веселые шутники. Пока в поэзии есть шутка и легкость, она существует в своей первозданности.

Однако время идет, человек растет, прежние штаны становятся малы. Только Карлсон всю жизнь носит комбинезон, а Олег Григорьев – пальто двадцатилетней давности. Но если говорить серьезно, то иногда угадывающийся в персонаже сборника вечный янг-эдалт, «европейский японец», уже вырос: «спасибо не надо зеркала // мне достаточно тени на стене». Поэтика Цапко видится сформированной, просто это явление другой породы. Наверное, не стоит ждать регулярности, традиционализма – не знаю, чего обычно ждут, когда ворчат о недостаточной зрелости. Гражданственности, поэмы даже, чего-то большого. Цапко – своего рода постчеловек, он герой будущего и уже одновременно… немного в прошлом. Потому что короткая эпоха индивидуализма 1990–2010-х идет на спад. Феномен «технократического человека» принято связывать с японским, корейским влиянием: индивид живет в смартфоне, а в реальности у него четыре стены, он давно вырос и даже выдернул у себя седой волос, но носит плеер, не женат, обновляет кроссовки, слушается Алису… Разумеется, это определенный социальный и индустриальный типаж, он обобщенный. И влияние его на образ лирического героя весьма стойкое. Поэтика прямо связана с восточным минимализмом, привитым у нас начиная с тех же 90-х. А вот герой «Мульти» перенесен частично, он интернационален, он верит в сказку и миф, он немного кицунэ-маг.

бог будит по ночам

стакан ему воды

воды

встаешь идешь нальешь

вертаешься даешь фх ждешь

ложишься

обнимаешь

засыпает

поднимаешь голову

вокруг трава

под боком – хилый томик

твой

Зачем это читателю – черновик души, странные переживания, воображаемое? Здесь это преподносится как нечто важное. Что-то не так с чайником – вот что главное. А что там, за окном, – это не значимо.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Разглядеть камни на тропинке

Разглядеть камни на тропинке

Елена Константинова

Анастасия Каменская о птичьей теме, культурных нарративах и двух поэтах внутри себя, которые никогда не встречаются

0
4879
Вот Лукоморье, дуб стоит зеленый

Вот Лукоморье, дуб стоит зеленый

Ольга Камарго

В Доме актера на Арбате подвели итоги поэтического Филатов-феста

0
637
Зачем пустилось время наутек

Зачем пустилось время наутек

Александр Орлов

Воспоминания о годах, когда мир казался чист и прост

0
419
Все вынесу и все переживу

Все вынесу и все переживу

Александр Балтин

Исполнилось 100 лет со дня рождения Евгения Винокурова

0
486

Другие новости