Ольга Розанова – амазонка русского авангарда.
Ольга Розанова. Этюд к автопортрету. 1912. Ивановский областной художественный музей
Что общего у воительниц из древнегреческих мифов и Елены Поленовой и Елизаветы Бём, Марии Тенишевой и Анны Остроумовой-Лебедевой, Марианны Верёвкиной и Ольги Розановой, Варвары Бубновой и Елены Гуро и других отечественных художниц? Все эти женщины – и мифические (хотя некоторые их таковыми не считают), и реальные – стали героинями книг Олега Ивика «Дочери Ареса: История античных амазонок» и Надежды Дёмкиной «Право на творчество: Судьбы художниц Российской империи» издательства «Альпина».
|
|
Олег Ивик. Дочери Ареса: История античных амазонок.– М.: Альпина нон-фикшн, 2026. – 266 с. |
Кроме того, авторам и самим случилось раскапывать наполненный оружием курган савроматского воителя (воительницы?). Савроматы считались у греков прямыми потомками амазонок от их браков со скифами. А женщины савроматов, если верить античным авторам, отличались исключительной воинственностью. Курган оказался кенотафом – символической могилой без покойника. Ее владелец, вероятно, пал на чужбине, и его не могли похоронить. Поэтому вопрос о том, был хозяин кургана мужчиной или женщиной, остается открытым. Впрочем, с амазонками всегда так: вопросов больше, чем ответов».
Амазонский вопрос освещается всесторонне, о чем свидетельствуют названия глав – «Откуда взялись и где жили амазонки», «Быт и нравы амазонок», «Религия амазонок», «Амазонки и Северное Причерноморье»... А из главы «Амазонская рота Екатерины II» можно узнать, что в России в конце XVIII столетия амазонки появились официально – «по крайней мере именно так они именовались в государственных документах, с которыми авторы настоящей книги спорить не рискуют. В 1787 году в Крыму по инициативе светлейшего князя Потемкина была создана так называемая Амазонская рота». В книге цитируется статья за подписью Г. Дуси из журнала «Москвитянин» 1844 года: «Екатерина II, вознамерясь обозреть вновь присоединенный к России Крым, имела разговор с Светлейшим Князем Потемкиным, который между прочим выхвалял храбрость Греков и даже жен их. Государыня, смеясь храбрости женщин, спросила – чем он может доказать выхваляемую их храбрость? Потемкин обещался Государыне уверить ее в сем на месте – в Крыму. Дав такое обещание, он прислал из Петербурга повеление Подполковнику Балаклавского Греческого полка Чапони – непременно устроить Амазонскую роту из вооруженных женщин. Повеление cиe получено в Марте, а Императрицу ожидали в Мае.
Подполковник Чапони был в большом затруднении исполнить такое повеление; но решился предложить всем военным дамам участвовать в Амазонской роте.
Наряд Амазонок составили так: юбки из малиноваго бархата, обшитые золотым галуном и золотою бахрамой, курточки зеленого бархата, обшитые также золотым галуном; на головах тюрбаны из белой дымки, вышитые золотом и блестками, с белыми страусовыми перьями. Вооружение состояло из одного ружья и трех патронов пороху».
Наряду с другими начинаниями князя Потемкина, включая потемкинские деревни, Амазонская рота просуществовала недолго и после встречи императрицы была расформирована. И тем не менее через много веков миф об амазонках воплотился в жизнь.
|
|
Надежда Дёмкина. Право на творчество: Судьбы художниц Российской империи.– М.: Альпина Паблишер, 2025. – 300 с. |
Историю написания книги автор объясняет так: «Я всегда интересовалась историей искусства, но и сама не могла раньше с ходу перечислить больше пяти-семи женских имен. Побывав на громкой выставке Фриды Кало, я задумалась: а что сделали русские женщины в живописи, скульптуре, графике? Зинаида Серебрякова, Наталия Гончарова, Вера Мухина – неужели за 300 лет никого больше не было? Как журналистка, решила провести эксперимент. Пошла в одну из крупных библиотек в центре Петербурга, взяла с полки справочники и энциклопедии по истории искусства. У меня на столе оказалось около десятка толстых и авторитетных книг. В каждой на 50 мужчин упомянуто всего от одной до трех женщин, причем из издания в издание их имена повторяются, будто под копирку.
Тогда я взяла самый большой на сегодняшний день биографический словарь русских художников и выписала всех женщин. Получилась такая статистика: из 2800 занимавшихся искусством в 1700–1900-х годах – 148 женщин. Это 5%. Из них знакомых мне имен едва ли десяток. Это было грустно осознавать. Пусть эти художницы не считаются великими, их работы не включают в собрания шедевров и хранят в музейных запасниках, но я уверена, что каждая из 148 женщин (упомянутых в сборнике, а сколько их туда не попало?) достойна быть в нашей памяти. Они сделали все для того, чтобы сегодня я и еще миллионы других женщин, девушек и девочек могли заниматься искусством».
Разумеется, написать обо всех 148 художницах в одной книге невозможно (разве что кратко перечислить биографические сведения), поэтому Дёмкина ограничилась 17 именами. «...для меня в историях художниц важен не факт величия, а факт присутствия. После того как их имена много лет даже не упоминались, важно просто вернуть их, увидеть лица, узнать судьбы, поинтересоваться наследием. Я хочу рассказать о многих женщинах. Некоторые были по-настоящему великими. Кто-то создал значительные вещи. Кто-то просто хорошо делал свою работу. Кто-то попробовал получить образование, выразить себя – и сошел с дистанции, такое тоже бывает.
Мне скажут: раз забыты – значит неинтересны. Однако история не раз доказывала нам, что это не так.
Выбор героинь для книги продиктован тем, что мне хотелось показать судьбы из разных эпох. Имена одних более известны широкому кругу читателей, другие почти забыты. Художницы занимались разными видами искусства, происходили из разных семей и выбирали разные стратегии в жизни и творчестве. Но все они вдохновляют меня на то, чтобы продолжать идти по своему пути. Надеюсь, вдохновят и вас».


Комментировать
комментарии(0)
Комментировать