0
169
Газета Печатная версия

29.10.2025 20:30:00

Дамоклов меч на дамском волоске

Тайные помыслы, чувства и интриги принцесс и императриц

Тэги: история, женщины, россия, англия, франция, вольтер


история, женщины, россия, англия, франция, вольтер Одним росчерком пера можно многое изменить. Клавдий Степанов. Письмо. 1893. Нижегородский государственный художественный музей

Книга французского историка Сесиль Берли будет интересна всем, кому близка приватная жизнь представительниц высшего света. В советскую эпоху преобладало представление о народной истории, движении масс, а до революции, напротив, лидировала теория, что от воли или прихоти монаршего сословия зависят судьбы мира. Сесиль Берли идет еще дальше в своей буржуазной концепции, показывая, как великие женщины тайно направляли знаковые события. Здесь есть отзвук восточного афоризма, что за спиной великого мужчины всегда стоит мудрая женщина. А еще образованная, искушенная в интригах и знании света, ловкая в делах, прогрессивная, смелая, способная к политике, военной дипломатии, психологии, педагогике, литературе и даже к научным открытиям. Роль аристократки задолго до эпохи эмансипации оказывалась одной из важнейших в машине управления страной и даже миром.

Екатерина Великая и Мария-Антуанетта, мадам де Помпадур и Мария Австрийская, Жермена де Сталь и Жюли Леспинас – всех этих деятельниц XVIII века объединяла способность самостоятельно мыслить. И облачать свои мысли в письменную форму, единственно приемлемую для благородной дамы той эпохи – в эпистолярную. Небрежная записка могла исполнить роль завещания, случайное послание, набросанное на туалетном столике перед завтраком, – привлечь в государство выдающегося ученого, любовная строчка фавориту – поставить под удар империю. Бумага в этом исследовании правит судьбами эпохи. Но не указ, не постановление, а надушенный полупрозрачный конвертик, сложенный в будуаре. Кажется, дамоклов меч висит над головой короля именно на женском волоске.

40-15-11250.jpg
Сесиль Берли. Перо в ее руке:
Женские письма –
женские судьбы в XVIII веке /
Пер. с фр. О.А. Михайловой.– М.:
КоЛибри, Азбука-Аттикус,
2025. – 320 с.
Перед нами скорее познавательное исследование, хотя и легко читающееся, нежели развлекательная или романтическая книга. В основе работы Берли – документы и факты. Хотя, разумеется, на основании одних и тех же источников различные ученые делают порой противоположные выводы. Знатные особы не всегда соответствуют нашим устоявшимся представлениям о них. Историк пытается быть объективным, однако симпатия к своим героиням неизбежно придает им ореол мученичества или жертвенности, благородства или подвижничества. Надо признать, что книга, хотя и без явных феминистических отзвуков, находится в рамках «женской истории». То есть именно женщины здесь правы и оправданы. У Сесиль Берли сильный пол не блещет достоинствами: Петр III воплощает все пороки от пьянства до ненависти к собственному народу; Вольтер предстает льстецом, сребролюбцем, придворным баловнем; Людовик XV – подкаблучник, любящий представления и управляемый женщиной. В то время как их спутницы и собеседницы, кажется, несут на себе все бремя светской и политической жизни. Мы могли бы обвинить Сесиль в тенденциозности, если бы не приведенные ею документы.

Каковы же они, эти девять женщин? Среди них русская императрица и испанская принцесса, французская держательница светского салона и австрийская дофина. Все они, такие разные, сознают ответственность, лежащую на них, и знают правила, по которым играют. В них есть то, что сближает их с любой женщиной, – эмоциональность, влюбчивость, склонность к нарядам и украшениям, мечты о досуге для чтения и своих маленьких хобби. Но преобладает в них совсем другое, что и делает их способными к роли в историческом пространстве. Это их участие в публичной – государственной, салонной, дипломатической, культурной, великосветской – жизни. Подчас все объединяется: нужно давать советы по ведению войны и высылать фаворита за превышение полномочий, готовиться к приему посла, создавать школу для девочек, вести переговоры с упрямым философом, не желающим пересечь границы ради воспитания сына императрицы. В то же время у деятельницы есть и человеческая суть, и она не всегда привлекательная. Благотворя в масштабах страны, просвещенно правя, поддерживая супруга, организуя салон и проявляя дипломатические навыки на благо двору, в то же время великие или выдающиеся женщины могут быть жестоки к своим зависимым компаньонкам, бессердечны в отношении поклонников, несправедливы в перемене благосклонности. Полная блеска снаружи, внутри их жизнь далеко не так привлекательна. Многие из них были вынуждены вступить в династические союзы с нелюбимыми или откровенно отвратительными личностями; они не принадлежали себе, будучи постоянно на виду, не имея минуты собраться с мыслями; их мучили болезни – от светской скуки и любовной горячки до постыдного геморроя, ужасной оспы, мучительной зависимости от опия; их дети были недолговечны, чахотка уносила их любовников, друзья их были лицемерны, а власть – шаткой.

Перед нами тайники души, секреты, скрытые от современников светским этикетом, дисциплиной, выдержкой. Но… порой это признание в том, как страшно идти на исповедь, что за обедом случилось несварение, что прежний фаворит сменен новым. «Вам также следует хорошенько уяснить себе, что светский человек должен быть любезным со всеми, ибо если бы мы стали ограничиваться лишь теми людьми, коих почитаем, нас возненавидел бы почти весь род людской», – дает урок светской жизни маркиза де Помпадур. «Припомнив, что, к счастью, у меня никогда не бывало оспы, я отписала в Англию, прося прислать к нам оспопрививателя, и знаменитый доктор Димсдейл решился приехать в Россию. 12 октября он сделал мне прививку. Мне не пришлось ни минуты лежать в постели, и я всякий день у себя принимала», – заботится о своем здоровье Екатерина Великая. «Мой сын не умеет читать и совсем плохо учится – он слишком рассеян, чтобы прилагать усилия. Он совершенно не осознает высоты своего положения, и мне очень хочется, чтобы он и дальше пребывал в неведении: наши дети и без того чересчур рано узнают, что они такое», – занимается воспитанием сына Мария-Антуанетта. Несмотря на то что героини книги жили более двух столетий назад и принадлежали другому миру, нам совсем не трудно понять их послания.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Урок разделенного Кипра

Урок разделенного Кипра

Геннадий Петров

История острова учит, что выбранная модель развития государства может быть важнее его размеров

0
793
Романтика моря и метафизика модернизма

Романтика моря и метафизика модернизма

Георгий Соловьев

Подмосковные выставки исследуют историю отечественного авангарда и жанра марины

0
1361
Что показал политический эксперимент "Справедливой России"

Что показал политический эксперимент "Справедливой России"

Система защищается от любой пассионарности, даже идейно близкой

0
1136
"Справедливая Россия" вернулась к корням

"Справедливая Россия" вернулась к корням

Дарья Гармоненко

Новая идеология партии Миронова требует единоначалия

0
1526

Другие новости