В некоторых регионах нехватка бензина отмечается уже несколько недель. Фото Reuters
Продолжение топливного кризиса после запрета экспорта бензина удивляет не только россиян, но и тех недругов, которые добиваются дестабилизации российской экономики. В прошлые годы российские нефтяники экспортировали до 15% производимого ими бензина. И казалось бы, запрет на вывоз должен был бы создать избыток предложения внутри страны. Но через семь месяцев после ограничения экспорта вице-премьер Александр Новак признал дефицит топлива в регионах. А в Минэнерго РФ после обещаний скорой стабилизации вдруг начали рассказывать о будущих ценах на бензин в следующем году – причем в самых экзотических формулировках.
В прошлые годы российским чиновникам удавалось договариваться с нефтяными компаниями о сдерживании роста внутренних цен на бензин, которые обычно не сильно перегоняли текущую инфляцию. Для этого правительство выплачивало нефтяным компаниям сотни миллиардов рублей в месяц в виде так называемого демпфера. Только в прошлом году бюджет вернул нефтяникам более 1,8 трлн руб., что превысило половину всего годового бюджетного дефицита. В этом году бюджетные выплаты нефтяникам могут оказаться ниже прошлогодних на фоне опережающего роста цен на бензин. Росстат считает, что рост розничных цен на бензин с начала года примерно вдвое опережает инфляцию (8,36% против 4,16% на 22 сентября). Также резко поднимаются и оптовые биржевые цены. Регулярными стали атаки украинских дронов на российские нефтеперерабатывающие заводы, многие из которых становятся мишенями далеко не первый раз. Официальная статистика объемов нефтепереработки в РФ не публикуется. Но признаки дефицита бензина в регионах отрицать уже невозможно.
«На сегодняшний день действительно есть небольшой дефицит нефтепродуктов, который покрывается за счет накопленных остатков, всегда такая практика была», – сообщил на прошлой неделе вице-премьер Александр Новак. Он рассказал, что «в штабном режиме Минэнерго совместно с нефтяными компаниями, РЖД, Минтрансом работают по увеличению объемов производства нефтепродуктов и обеспечению внутреннего рынка. При этом вице-премьер утверждает, что на топливном рынке «баланс в целом и по сентябрю, и по октябрю сложен».
Но хотя «баланс в целом сложен», в регионах водители все чаще сталкиваются с физическим отсутствием бензина. Так, например, в Архангельской области временно прекращена продажа бензинов АИ-92 и АИ-95 на одной из местных сетей АЗС. «Бензины отпускаются только с топливных карт, которые приобретались заранее. Как долго продлится такая ситуация – неизвестно», – говорят местные продавцы бензина. Проблемы с нехваткой бензина часто наблюдаются у независимых сетей заправок, которые не входят в крупные, вертикально интегрированные нефтяные компании. С мест сообщают также об ограничении объемов продажи дефицитного бензина в одни руки. Появляются и запреты на продажу топлива в канистры.
Минэнерго РФ заявляло в августе, что ждет стабилизации цен на бензин после запрета экспорта его. Но этого пока не наблюдается. Так, на прошлой неделе биржевые цены на бензин Аи-92 по индексу европейской части РФ, который учитывается в формуле расчета демпфера для нефтяных компаний, по итогам уходящей недели трижды обновили абсолютный рекорд. Последовательный рост цен наблюдался с понедельника. Основной скачок пришелся на вторник, когда они выросли на 1% – до 73 644 руб. за тонну – и впервые на неделе обновили рекорд. Позднее он был побит в среду и затем в четверг, но в пятницу цены снизились на символические 0,06%, до 73 804 руб. за тонну. Это на 1,3% выше уровня закрытия предыдущей пятницы.
При этом правительство последовательно ослабляет меры сдерживания цен. Власти готовы пересматривать условия бюджетных выплат нефтяникам, а также обсуждают возможность «отвязки» бензиновых цен от публикуемого Росстатом уровня инфляции (см. «НГ» от 18.09.25). Минфин согласен поднять уровень допустимого отклонения фактических оптовых цен на топливо от установленных в Налоговом кодексе формул топливного демфпера сразу на 10 процентных пунктов – до 20% по бензину и до 30% по дизтопливу. Но решение по сроку начала действия таких изменений будет приниматься в правительстве. Об этом 15 сентября заявил замминистра финансов РФ Алексей Сазанов.
![]() |
Вице-премьер Александр Новак подтвердил, что в регионах РФ «есть небольшой дефицит нефтепродуктов, который покрывается за счет накопленных остатков». Фото фонда «Росконгресс» |
При этом близкие к властям эксперты продолжают утверждать, что россиянам не нужно волноваться из-за дефицита топлива. В России достаточно производства и запасов бензина, даже с учетом плановых и внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах, поэтому автовладельцам не стоит паниковать из-за «призрака» дефицита топлива и закупаться им впрок, чтобы самим не разгонять рост цен, заявил РИА Новости замдиректора Центра экономики отраслей ТЭК Центра стратегических разработок Сергей Колобанов.
«Нефтеперерабатывающих мощностей у страны более чем достаточно, чтобы обеспечить все внутренние потребности в автомобильном топливе даже с учетом текущих и внеплановых ремонтов», – утверждает Колобанов. По его словам, запасы бензина и дизтоплива позволяют продержаться экономике страны без снижения потребления даже при полном прекращении производства на несколько десятков дней. Этого срока более чем достаточно, чтобы завершить плановые и значительную часть внеплановых ремонтов на НПЗ. «Проблема стабильного нефтепродуктообеспечения при авариях и внеплановых ремонтах всегда состоит только в оперативном налаживании новых логистических решений, в том числе с учетом немонополизированного рынка, а не в общем дефиците топлива», – считает Колобанов.
Между тем обещания скорой стабилизации цен сменились у чиновников максимально размытыми рассуждениями о будущих ценах на бензин в 2026 году.
Минэнерго сохраняет перед собой задачу в 2026 году удержать рост цен на бензин в РФ близким к уровню инфляции. Однако рост стоимости топлива на АЗС может незначительно отличаться от инфляции с учетом изменений тарифов естественных монополий и налогового законодательства, сообщили ТАСС в субботу в российском Министерстве энергетики. «С учетом изменения тарифов естественных монополий и изменений налогового законодательства конечные цены на АЗС могут незначительно отличаться от общестранового индекса потребительских цен», – объяснили чиновники. Однако опыт нынешнего года показывает, что «незначительное отличие» может стать двукратным и даже больше. При этом опережающий рост конечных цен бензина для потребителей мало влияет на риски его исчезновения на отдельных заправках в регионах.