0
5426
Газета От редакции Печатная версия

05.10.2022 18:34:00

Представляет ли парламент многообразие интересов усложняющегося общества

Спецоперация предельно упростила политическую, но не социальную повестку

Тэги: госдума, фракции, партии, новые люди, новые территории, интеграция, военняа спецоперация, общество

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

госдума, фракции, партии, новые люди, новые территории, интеграция, военняа спецоперация, общество Фото сайта duma.gov.ru

За федеральный конституционный закон о принятии новых территорий в состав РФ голосовал состав Госдумы, работающий уже год. Осенью 2021 года в нижнюю палату вместо уже привычных четырех партий прошли пять. «Новые люди», как тогда представлялось, должны были занять пустовавшую долгое время умеренно-либеральную нишу. В решении расширить круг парламентских структур многие видели системную задумку власти, смысловую трансформацию Думы.

Но случилась спецоперация в Украине, после которой внутриполитический дискурс и повестка предельно упростились – до «за или против», «наших против не наших». Началось соревнование в патриотической риторике, не получилось даже предметной дискуссии вокруг возможной структурной реакции на западные санкции. Сейчас же в центре внимания всего парламента – интеграция новых территорий в РФ. Содержательных, идейных расхождений здесь тоже не предвидится.

«Новые люди» в этом изменившемся, упростившемся контексте просто затерялись, стали еще одной парламентской фракцией. Некоторые их представители высказываются в поддержку политики власти так, как не позволяют себе даже опытные единороссы.

Вероятно, так получилось бы и без спецоперации, при спокойном геополитическом фоне. Да, российское общество заметно усложнилось за последние десятилетия. Это отмечают не только социологи и журналисты, но и власть – достаточно вспомнить Послание Федеральному собранию президента Владимира Путина в 2020 году (до пандемии и поправок к Конституции). Объективное усложнение общества означает, что в нем не просто происходит обособление социальных групп. Эти группы осознают свои интересы, в том числе экономические. Они желают их защищать, а это уже и есть политика. Усложнение общества неизбежно приводит к сознательному вовлечению в политику все большего числа граждан.

Социально-политическая групповая идентичность требует выхода, и для этого в адекватно развитой системе существуют парламенты всех уровней: городские, региональные, федеральные. Даже не в идеале, а просто в нормальной среде этот выход должен быть естественным. Кандидаты выдвигаются «снизу». Там же складываются партии, там же формулируются интересы и идеи. Парламенты получаются пестрыми по составу, в них довольно часто не выходит быстро решить какие-то вопросы. Но естественный характер их формирования позволяет обществу в кризисных ситуациях выпускать пар. Социальный котел не взрывается.

В России так сделать не получается, потому что «наверху» привыкли к гиперконтролю, без него система кажется власти неуправляемой. С одной стороны, там признают усложнение общества, а увеличение числа парламентских партий представляется реакцией на этот процесс. С другой стороны, сверху затруднительно обеспечить адекватное политическое представительство интересов социальных групп, это должен быть естественный, описанный выше процесс. Объективный процесс заменяется игрой в представительство, формальной арифметикой: чем больше партий в парламенте, тем лучше. В ситуации кризиса эта арифметика отменяется. Дума становится единообразной.

Отменила ли спецоперация и все связанные с ней события сложность российского общества, все происходящие в нем естественные трансформационные процессы? Нет. У людей и социальных групп сохранились привычки и интересы, которые необходимо политически отстаивать. А вот усложнение думской структуры действительно отменилось. Сейчас это машина, реализующая волю исполнительной власти, а реальное представительство, кажется, возможно лишь в режиме, когда конкретный депутат пытается добиться отсрочки от мобилизации для тех или иных групп граждан. 


Читайте также


Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Ждут ли россияне наступления социализма после СВО

Левые настроения в обществе вовсе не отражают влияние левых партий

0
390
Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 22.04.24

0
748
Никпэки вне закона:  спасение или потеря для граждан и государства

Никпэки вне закона: спасение или потеря для граждан и государства

Сергей Агафонов

0
424
Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Александр Неклесса

Жизнь как последовательность переворотов и деконструкций все чаще дает повод усомниться в прогнозируемости истории

0
1656

Другие новости