0
4053
Газета Образование Интернет-версия

10.10.2016 19:48:00

Скука в классе – главная угроза

Тэги: школа, мгпу, технологии, сервисы, новаторство, перевернутый класс, математика, обучение


школа, мгпу, технологии, сервисы, новаторство, перевернутый класс, математика, обучение Высокие технологии делают процесс обучения веселым и комфортным. Фото РИА Новости

Какие технологии, сервисы и практики наиболее востребованы сегодня в школе, обсудили в Московском городском педагогическом университете (МГПУ). «Перевернутый класс», работа с 3D-принтером и свободным программным продуктом, а кроме того, изменение в связке «учитель–ученик» – лишь некоторые из обозначенных новаций.

Сразу отметим, что «перевернутый класс», которым сегодня увлекаются многие школы, означает известные формы работы, но только наоборот. Например, раньше математике можно было научиться, решая задачи. И порядок был таков: сначала на уроке изучали теоремы, а потом задачи. По физике сначала закон, потом задачи. А сегодня пробуют наоборот: сначала дают ребенку задачу, а когда он изрядно помучается над решением, дают ему теорему.

Все это делается для того, чтобы ребенок не скучал на уроке. Потому что основная проблема сегодня в школах – это не дисциплина, а, как считает Элла Алибекова, заместитель директора, учитель московской школы № 1354, это угроза скуки в классе. Вот против этого пытаются бороться с помощью новых коммуникационных технологий. Например, работой над проектом. История, когда учитель 45 минут ведет монолог в классе, уже не пройдет. Сегодня от педагога требуется создать во время урока проблемную ситуацию и вместе со всем классом искать ее решение.

Впрочем, такой коммуникативный подход применяется еще не везде. Во многих регионах занятия часто идут по старинке. Хотя требования к уроку растут и там. Вообще чем Москва отличается от других регионов, можно охарактеризовать одним примером.

Программа PISA (Programme for Internatioal Student Assessment) оценивает способности 15-летних учащихся в использовании приобретенных в школе знаний и опыта для широкого диапазона жизненных задач. Мониторинг проводится по трем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественно-научная грамотность. Ефим Рачевский, директор центра образования № 548 «Царицыно», рассказал на днях ВЦИОМу, что Москва в этом году договорилась с международным штабом PISA, что ее результаты замерят отдельно. И по этим отдельным измерениям оказалось, что по результатам по математике этого года на первом месте стоит Шанхай, а на втором месте – Москва. Остается напомнить, что вся Россия занимает в этом рейтинге 47-е место.

Но вернемся к круглому столу. Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», заметил, что сегодня новаторская инициатива в школе переходит от учителей к учащимся. Как это меняет школу? Учиться для школьника становится важно и модно, и школьники, приходя на урок, могут знать о предмете разговора не меньше, а то и больше учителя. По мнению Адамского, это достаточно болезненный этап для учителя – восприятие подобных изменений. Но в то же время – это общемировая тенденция. И меняет она все, включая и способы управления образованием.

Кстати, небольшая деталь. В недавно вышедшем исследовании «Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации» член-корреспондент Российской академии образования, социолог Владимир Собкин в паре со своим коллегой, научным сотрудником Центра социологии образования РАО Дмитрием Адамчуком спросили мнение учителей о влиянии федерального и внутришкольного уровней управления образованием на позитивные изменения в образовании. Если сравнивать с 1998 годом, то федеральный уровень как источник позитивного влияния тогда оценивали 62% опрошенных, а школьный – 32,5%. В 2014 году – школьный уровень отметили 28%, а вот федеральный – только 7,4%.

Любопытно, что по сравнению с 1998 годом существенно меньше учителей считают, что школе нужны серьезные перемены. В 1998-м так считали 72%, а вот в 2014-м в магическую силу реформ верят всего 23,1% опрошенных. По сравнению с 1998 годом, судя по опросам учителей, сегодня резко выросла школьная бюрократия. Учитывает ли такую ситуацию Министерство образования и науки РФ?

Если собравшиеся в МГПУ учителя и эксперты посчитали, что школу через какой-то короткий промежуток времени будет просто не узнать, настолько серьезными будут перемены, то вот нынешний министр образования и науки Ольга Васильева, очевидно, считает, что новое – это хорошо забытое старое. Она предлагает не только вернуть в школы уроки труда, но и обязать школьников заниматься уборкой в классе. 

Татьяна Апостолова, историк, доцент МГПУ поддерживает коллегу, она уверена, что и уроки труда, и уборка в классе – это возврат к воспитанию общества. А Александр Адамский терпеливо разъясняет, что школьники ныне очень разные. Воспитание трудом мало что даст ребятам из малообеспеченных семей. Их бы наоборот – допустить к высоким образовательным технологиям. И напоминает, что Макаренко воспитывал вчерашних беспризорников, приобщая их к работе с высокотехнологичными вещами – фотоаппарату ФЭД, например.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Попытка монетизировать защиту окружающей среды как признак агонии западного мира

Попытка монетизировать защиту окружающей среды как признак агонии западного мира

Дмитрий Гусев

Глава “Роснефти” на Веронском форуме рассказал, кому выгодна политика форсированного энергоперехода

0
484
Байкал готовится к натиску туристов

Байкал готовится к натиску туристов

Владимир Полканов

Развитие инфраструктуры и контроль над потоками отдыхающих позволят обезопасить экосистему озера

0
939
Андрей Фомин: «С Максимом Никулиным мы не конкуренты»

Андрей Фомин: «С Максимом Никулиным мы не конкуренты»

Елизавета Авдошина

В Москве готовится к открытию «Театр на Цветном»

0
981
В Москве пройдет финал премии детского и юношеского танца

В Москве пройдет финал премии детского и юношеского танца

НГ-Культура

0
965

Другие новости