0
6304
Газета Образование Интернет-версия

25.10.2016 00:01:00

Насколько может быть свободна профессура от государства

Тэги: классическое образование, университет, вуз, гимназия, миссия, круглый стол


классическое образование, университет, вуз, гимназия, миссия, круглый стол Что касается уровня образования, то нужно просто задать высокие стандарты и жестко контролировать их выполнение. Фото с сайта www.msu.ru

«Современная система образования умирает, туда ей и дорога», – вынесли вердикт нынешнему положению дел в высшем образовании на круглом столе «Классическое образование: для чего и для кого?». Автор этого тезиса преподаватель информатики Университетского колледжа информационных технологий при МГУТУ, доцент кафедры информатики и информационных систем Евразийского открытого института Евгений Маликов воспользовался предоставленной Университетом Дмитрия Пожарского площадкой, чтобы донести то, о чем думают многие, но не рискуют произносить вслух. Очень часто идет денежное «накачивание» госвузов, зачастую не доказавших свою ценность и значимость для будущего высшего образования России. Это похоже на бунт рядовой профессуры против «удобно устроившихся» в госсекторе коллег. 

«Советское, а до этого и дореволюционное российское образование базировалось на прусской модели. Это было хорошее образование, формирующее целостную картину мира. Все погибло из-за зависимости мандаринствующей профессуры от государства, – продолжил Евгений Маликов. – Свобода и нищета против «обеспеченного рабства» – выбор по-настоящему трудный. В гармонично устроенном обществе нужно и то, и другое, поэтому я – за многоукладность в образовании и в науке. Я – за частные и государственные учреждения: например, дорогостоящие опыты по физике невозможны на базе коммерческого вуза. А что касается уровня образования, то нужно просто задать высокие стандарты, а уж какой из вузов торгует настоящими дипломами, а какой фальшивыми – в научном мире известно и так… Любые умозаключения мы делаем из анализа картины мира. Чем она полнее, тем точнее и детальнее описание феномена мироздания. Например, поэзия. Зачем она нужна? Да хотя бы затем, чтобы процитировать Бальмонта на какой-нибудь научной конференции и украсить пресный доклад: «Яйцевидные атомы мчатся, пути их – орбиты спиральные».

На этих словах впервые попавшего в такую компанию охватывает острое чувство ностальгии. Здесь другие преподаватели и другие студенты, с другими лицами и другой манерой общения. Доктор филологических наук, научный сотрудник Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова и руководитель магистратуры «История и культура античности» Университета Дмитрия Пожарского Алексей Любжин представил экспозицию, посвященную истории русской дореволюционной школы. Коллекция исследователя включает дореволюционные педагогические издания и документы, фотографии и выпускные альбомы. Уникальный артефакт в этой коллекции – автограф аббата Шарля Доминика Николя, французского педагога, работавшего в России. Аббат содержал самый престижный в XVIII веке домашний аристократический пансион в Петербурге. Он известен и как автор проекта знаменитого Ришельевского лицея, открытого в 1812 году в Одессе.

И на фоне всех этих дневников, писем и книг дореволюционной России собравшиеся выглядели удивительно гармонично. Они цитировали Платона и Вергилия, но в то же время было видно, что устремлены в будущее, у них горят глаза. И, наверное, они имеют право говорить, что нынешнее высшее образование деградирует, как это сделал, например, Андрей Леонидов – руководитель магистратуры Университета Дмитрия Пожарского, доктор физико-математических наук, профессор кафедры дискретной математики МФТИ.

«Не знаю, доживу ли я до того момента, когда приходящие на собеседование в магистратуру не будут ужасать меня уровнем своей безграмотности, – рассказывает Леонидов о своем опыте общения с бакалаврами – выпускниками наших вузов. – Невероятно, но человек с высшим образованием в ядерной физике понятия не имеет о бета-распаде». «Первые два курса университета тратятся на приведение знаний студента от минуса к нулевому состоянию. По образованности нынешнего студента 2–3-го курса можно приравнять к среднему советскому школьнику», – считает Константин Сорокин, кандидат физико-математических наук, доцент Высшей школы экономики. Деградация полная, сокрушались участники круглого стола. И остановить эту деградацию, по их мнению, могут лишь классические университеты. Причем в «классическом понимании» их миссии.

«Например, обычная филологическая деятельность подразумевает то, что студент отчитывается по бесконечным историям литературы, и все это «изучается» в переводах, без разжевывания, очень торопливо, – поясняет Алексей Любжин. – Идея нашей концепции – возвращение к истокам. Лучше, если будут прочитаны избранные произведения, но в оригинале, с подробнейшим разбором. Таким образом нарабатывается понимание, формируется методика. В дальнейшем человек, вооруженный этим инструментарием, сможет ознакомиться с любым произведением или источником, ему будет проще изучить и новый язык. В качестве основы было взято то, что является фундаментом традиционной европейской школы – классической гимназии, то, что в России исчезло полностью или чуть теплится кое-где. Мы преподаем античную историю древности, римское право, античное искусство, сквозные гуманитарные курсы, связанные с пониманием западноевропейской и русской цивилизации».

Кстати, примеры грамотности дореволюционных гимназий просто поражают: в них на 800 учащихся приходилось 600 орфографических и 1000 пунктуационных ошибок. Тогда как современные студенты-филологи делают по 8 ошибок на одной странице. Сравнение, скажем, не из самых приятных.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1274
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
953
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1060
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1121

Другие новости