0
5916
Газета Образование Печатная версия

26.02.2020 18:47:00

Нацпроект уперся в мягкую силу

Промежуточные итоги экспорта образовательных услуг в 2019 году

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ

Тэги: нацпроект, образование, экспорт


нацпроект, образование, экспорт Численность иностранных граждан, обучающихся в российских вузах в 2018/19 учебном году составила 284 662 человек. Фото агентства «Москва»

Прошел год с запуска федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование», основная задача которого – увеличение численности иностранных студентов в российских вузах в 2024 году до 425 тыс. человек. В 2019 году этот показатель должен был составить 241 тыс. человек.

По данным федерального статистического наблюдения ВПО-1, в 2018/19 учебном году численность иностранных граждан, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, составила 284 662 человека. Из них по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры – 273 963 человек, по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры – 10 699 человек.

Таким образом, показатель по численности иностранных студентов в 2019 году был перевыполнен. Но проблема заключается в том, что средний темп роста численности иностранных студентов с 2016/17 по 2017/18 учебный год составил 6,2% в год. А для достижения планового показателя в 425 тыс. человек к 2024 году он должен составлять не менее 7,6% с 2019 по 2024 год.

Что касается других показателей, то и к ним много вопросов. К примеру, «Трудоустройство не менее 5% иностранных обучающихся, завершивших обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, по востребованным направлениям подготовки, в российских компаниях, в том числе для работы за рубежом» – это скорее декларация. Проблема в том, что получить данные по трудоустройству иностранных выпускников российских вузов в российских и транснациональных компаниях за рубежом можно только путем запросов в эти компании.

По состоянию на 2018 год в России насчитывалось 47 413 российских компаний-экспортеров. Для сравнения: в 2017-м – 30 114, в 2016-м – 16 198. Данные о количестве сотрудников, их гражданстве российские компании не публикуют в открытом доступе. Ситуация осложняется тем, что для иностранных граждан регистрация в системе пенсионного страхования РФ не является обязательной, в Федеральном реестре документов об образовании отсутствует разделение по гражданству обладателя документа об образовании. Что касается прямых запросов о трудоустройстве иностранных выпускников в транснациональные компании, то это маловероятно.

Теперь то, что касается численности иностранных выпускников, которые должны быть трудоустроены в российских и транснациональных компаниях. Если предположить, что все иностранные студенты, принятые на обучение в 2018/19 учебном году, завершат обучение в 2024/25 учебном году (92 167 человек), то для выполнения целевого показателя по трудоустройству 5% иностранных выпускников, должно быть трудоустроено 4500 иностранных граждан. Необходимо признать, что эта цифра не может оказать существенного влияния на кадровое обеспечение российских компаний за рубежом.

Показатель «Реализация не менее 5% преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, учебных дисциплин, курсов (модулей) на иностранном языке», конечно, важный. Наличие англоязычных образовательных программ в российских университетах, безусловно, будет способствовать увеличению численности иностранных студентов. Поэтому российские университеты стремятся вводить такие программы.

Вместе с тем этот показатель предполагает, что у образовательной организации есть программы на иностранных языках. Но можно с уверенностью предположить, что таких программ незначительное количество у незначительного количества вузов. Поэтому представляется, что на данном этапе необходим показатель по количеству образовательных программ на иностранных языках, а не по доле преподавателей, которые их реализуют. Таким образом, представляется, что показатели федерального проекта «Экспорт образования» оставляют много вопросов и сомнений, как и их выбор. Например, в утвержденных целевых показателях почему-то отсутствуют показатели, характеризующие объемы экспорта услуг в сфере образования в денежном выражении. А ведь они являются ключевыми для целей федерального проекта «Экспорт образования».

Надо отметить, что в приоритетном проекте «Развитие экспортного потенциала российского образования» такой показатель был: увеличение доходов от экспорта образования более чем в пять раз – до 373 млрд руб. к 2024 году при вложении государством 4972,1 млн руб. Напомним, что общий объем финансового обеспечения мероприятий федерального проекта «Экспорт образования» к 2024 году составит 107 493,29 млн руб.

Какое же влияние оказал федеральный проект «Экспорт образования» на прием иностранных студентов в 2019 году в российских вузах? По-видимому, особенно никакого. Объявления о конкурсном отборе организаций в целях реализации мероприятий федерального проекта «Экспорт образования» были опубликованы в конце августа – середине сентября 2019 года, в результате организации-победители были определены лишь в октябре-ноябре. Результаты работ организаций – победителей конкурсов до настоящего времени не были опубликованы в открытом доступе. Это не позволило их обсудить широкому экспертному сообществу и оценить их реальную значимость для развития экспорта российского образования.

Какие перспективы у российских вузов в 2020 году? Представляется, что приемная компания будет крайне сложной. В том числе и в связи с эпидемией короновируса. В целом российские вузы в большинстве своем не имеют условий для обеспечения карантина, и проще всего будет ограничить прием иностранных студентов, особенно из Азии. Но именно эти страны составляют львиную долю контингента из стран дальнего зарубежья, а китайские студенты вообще занимают второе место по численности.

В заключение хотелось бы отметить, что, хотя курс на активную экспортную политику в сфере образования был провозглашен на самом высоком уровне и государство вкладывает в его развитие и расширение значительное финансирование, ситуация на уровне управления не изменилась со времен, когда привлечение иностранных студентов рассматривалось в рамках мягкой силы. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Три причины провалов в школьной математике

Три причины провалов в школьной математике

Игорь Аглицкий

Сейчас ученики вынуждены потреблять коктейль из плохой арифметики, готовых решений и слабой логики

0
1542
Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Иван Родин

Подрастающие поколения подпадут под бесшовное патриотическое воспитание

0
2197
Евреям Белоруссии все время хотелось учиться, учиться и учиться

Евреям Белоруссии все время хотелось учиться, учиться и учиться

Михаил Стрелец

Возрождается прославленная Воложинская иешива

0
1280
В условиях санкций новыми центрами роста стали Поволжье и Урал

В условиях санкций новыми центрами роста стали Поволжье и Урал

Михаил Сергеев

Спецоперация резко изменила карту экономического развития России

0
2741

Другие новости