0
1353
Газета Факты и комментарии Печатная версия

03.06.2025 16:35:00

Автокефалия не поможет Украинской церкви

Киевская митрополия оказалась в заложниках у чиновников и у канонического права

Тэги: украина, россия, упц, рпц, автокефалия, митрополия, экзархат, закон, вера, православие, общество, государство


украина, россия, упц, рпц, автокефалия, митрополия, экзархат, закон, вера, православие, общество, государство Митрополит Киевский Онуфрий (на фото слева) обратился к поместным церквам с просьбой «одобрить каноническую независимость» УПЦ, но что это означает, не пояснил. Фото с сайта www.uoc-news.church

Глава Украинской православной церкви (УПЦ) митрополит Онуфрий (Березовский) призвал поместные православные церкви «одобрить каноническую независимость» УПЦ и отметить ее «надлежащим знаком отличия». Обращение прозвучало во время литургии, посвященной третьей годовщине Собора в киевском районе Феофания. 27 мая 2022 года было принято решение отделиться от Московского патриархата и соответствующим образом изменить церковный устав. «Собор четко заявил о стремлении нашей церкви к полной канонической независимости. И на данный момент мы уже имеем все атрибуты такой независимости», – сказал митрополит Онуфрий.

Это не в первый раз, когда духовенство УПЦ заявляет об отсутствии связи с РПЦ. Подобные заверения адресованы прежде всего властям Украины, которые развернули кампанию против церкви. 

20 августа 2024 года был принят закон № 3894, который запрещает «деятельность структур РПЦ в Украине». Руководство страны все еще не верит, что священнослужители не подчиняются Московскому патриархату. 20 мая с.г. Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести (ГЭСС) затеяла проверку Киевской митрополии УПЦ. «Наша служба начала исследование на наличие или отсутствие аффилиации с запрещенной в Украине религиозной организацией, то есть с РПЦ, – отметил глава ведомства Виктор Еленский. – Начальник отдела по делам религий подал мне служебную записку, в которой говорится, что у него есть основания полагать, что УПЦ, представленная ​​своим центром – Киевской митрополией, аффилирована с Русской православной церковью. И он обосновывает, почему у него есть основания так считать». «Поэтому я издал приказ о том, что мы начинаем исследование о наличии или отсутствии аффилиации Киевской митрополии с запрещенной церковью», – объявил чиновник. «Целью является то, чтобы Киевская митрополия перестала существовать как юридическое лицо», – пояснил он. 

Ранее заведующий отделом по делам религии ГЭСС Вячеслав Горшков потребовал от УПЦ более «прозрачной позиции» по отношению к Русской церкви. «Общество ожидает внятного ответа от УПЦ.

Мы хотим четко понимать, действительно ли УПЦ разорвала все связи с Московским патриархатом или только формально задекларировала это», – подчеркнул чиновник, указав на «недостаточную определенность решений Собора УПЦ от 2022 года», поскольку в самой церкви «существуют различные интерпретации этих решений, а потому необходимы более четкие официальные заявления, исключающие двусмысленность».

Каких конкретно действий ждут от УПЦ власти, непонятно. Также не очень понятно, чего ждет от глав поместных церквей митрополит Онуфрий. Согласно каноническому праву, ни одна религиозная структура, которая является частью другой религиозной структуры, не может просто так объявить о своей независимости без согласия «церкви-матери». Более того, в каноническом праве нет такого понятия, как «независимая церковь».

Есть несколько видов церковных организаций. Например, в структуре Московского патриархата существуют как автономные, так и самоуправляемые церкви, а также экзархаты, митрополичьи округа и т.д. Сама РПЦ представляет собой автокефальную церковь. В переводе с греческого слово «автокефалия» означает «самостоятельность, независимость». Автокефальная церковь – это поместная церковь, административно полностью независимая от других таких же поместных автокефальных церквей. Все автокефалии распределены по старшинству, то есть времени создания, однако по правам и полномочиям они равны.

Выделяется только как «первый среди равных» патриарх самой «старшей» церкви – Константинопольской. Этот патриарх носит титул «Вселенский» и считается номинальным главой мирового православия. Но есть и разночтения в понимании разными церквами его полномочий. Особенно болезнен вопрос о праве предоставления автокефалии.

Некоторые кафедры, в числе которых и РПЦ, считают, что автокефальная церковь самостоятельно решает вопрос о предоставлении автокефалии какой-либо своей части, а ряд других юрисдикций ведущую роль в процессе дарования автокефалии отводят Константинопольскому патриарху. В результате, например, Православная церковь в Америке (ПЦА), получившая автокефалию от РПЦ в 1970 году, признается в таковом статусе только некоторыми церквами. Константинопольский патриархат не одобрил ее независимость. Зеркальная ситуация была при создании Православной церкви Украины (ПЦУ) в 2018 году под эгидой Константинополя. Александрийская, Элладская и Кипрская церкви признали автокефалию ПЦУ, а Московский патриархат и ряд других поместных церквей этого не сделали.

Автономная церковь – это структура, обладающая довольно широкой самостоятельностью, но в пределах, которые обозначены в специальном указе (томосе) патриарха кириархальной (материнской) церкви. Обычно это право выбирать своего предстоятеля (с последующим утверждением материнской церковью), других архиереев и самостоятельно решать вопросы внутреннего управления. В РПЦ автономными числятся Японская и Китайская церкви.

В группу самоуправляемых церквей в составе РПЦ объединили организации с различной степенью саморегулирования. К ним относятся церкви Эстонии, Латвии и Молдавии. Они ограничены в самостоятельности, имеют право выбирать своего предстоятеля и назначать епископов, но только с утверждением патриархом и Синодом в Москве.

Единственное различие, которое можно обнаружить: автономные церкви не должны согласовывать журналы своих Синодов с Синодом в Москве. Самоуправляемые должны такое согласование обеспечивать.

Украинская православная церковь считается самоуправляемой, но с правами широкой автономии. По степени самостоятельности она даже ближе к автокефалии, чем к автономии. Право независимости и самостоятельности в управлении было дано УПЦ определением Архиерейского собора РПЦ от 27 октября 1990 года и выражено в томосе патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера). Тогда же был упразднен Украинский экзархат. Экзархат обычно объединяет епархии в пределах одного независимого государства, где православие представляет собой конфессию большинства. У него есть глава, который вместе с местным Синодом выполняет в основном координирующие функции. Все архиереи, включая главу, назначаются из Москвы, а все синодальные решения вступают в силу только после утверждения патриархом Московским. Сейчас в составе РПЦ четыре экзархата: Белорусский, Западноевропейский, Юго-Восточной Азии и Африканский. После учреждения трех последних первоначальная концепция экзархата претерпела изменения. Так, зарубежные экзархаты в настоящее время объединяют епархии Московского патриархата на 16 европейских территориях, в 10 азиатских странах, а также в 34 африканских государствах.

С октября 2019 года у РПЦ есть еще одна структура – Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции. Ее отличие от, например, Западноевропейского экзархата заключается в большей самостоятельности, граничащей с самоуправлением. При этом в действующем уставе РПЦ такая структура, как архиепископия, до сих пор не значится. Вопрос должен рассматриваться на очередном Архиерейском соборе, однако сначала из-за пандемии, а потом из-за геополитических трудностей он до сих пор не проводился. В последний раз Архиерейский собор проходил в 2017 году.

В РПЦ признают самостоятельность УПЦ, но при этом считают ее неотъемлемой частью Московского патриархата. Как пояснил секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата священник Стефан Игумнов в интервью греческому изданию Orthodox Times от 27 мая, такая связь «касается только духовного уровня». Чтобы запустить процесс получения автокефалии, украинское священноначалие должно обратиться с соответствующей просьбой к патриарху Кириллу.

Прецедент уже был. В сентябре 2022 года с просьбой о предоставлении автокефалии к патриарху обратилось духовенство Латвийской православной церкви (ЛатПЦ). Пойти на этот шаг оно было вынуждено после того, как 8 сентября 2022 года Сейм Латвии (парламент) на законодательном уровне изменил юридический статус национальной церкви на автокефальный. Однако Московский патриархат подобное решение не признал и по-прежнему считает ЛатПЦ самоуправляемой церковью в своей юрисдикции.

Украинская церковь гораздо крупнее Латвийской. В УПЦ входят не менее 50 епархий, 18 учебных заведений, 161 монастырь, более 8 тыс. приходов, порядка 10 тыс. священников и чуть более 100 епископов.

В истории православия бывали случаи, когда религиозные организации, минуя разрешение своих кириархальных церквей, самостоятельно оформляли автокефалии. Например, Элладская церковь. Она провозгласила себя автокефальной в 1833 году, а Константинопольский патриархат признал ее только в 1850 году. В 1865 году по этому же пути пошла Румынская церковь. Константинополь согласился с ее независимостью лишь в 1885 году. Самочинную автокефалию в 1967 году объявила Македонская православная церковь под главенством архиепископа Охридского и Македонского. Лишь в 2022 году Сербский патриархат даровал ей автокефалию, с которой согласился и Константинополь, но велел добавить к названию «Охридская архиепископия». Только после предоставления независимости со стороны матери-церкви упомянутые выше религиозные организации восстановили евхаристическое общение со всеми или большинством поместных церквей и получили статус «поместных», то есть полностью самостоятельных церквей. До этого они пребывали в расколе и не признавались ни одной православной кафедрой.

В редких случаях, согласно каноническому праву, автокефалия может быть объявлена на законном основании, но только если кириархальная церковь «уклонилась» в ересь или раскол. На сайте Московского патриархата приводится пример: «В таких обстоятельствах оказалась Русская церковь после Флорентийского собора; потому и утвердила она в 1448 году свою независимость от Константинополя, не испрашивая на то согласия патриарха и Синода, предавших православие и тем самым отпавших от Вселенской церкви». Однако в настоящее время подобных случаев самочинных, но законных автокефалий нет.

В заключение отметим, что глава УПЦ митрополит Онуфрий (Березовский) избегает произносить само слово «автокефалия».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Госуслуги переведут на платформу российского мессенджера

Госуслуги переведут на платформу российского мессенджера

Михаил Сергеев

Более 90 миллионов россиян ежедневно пользуются иностранными сервисами доставки сообщений

0
1069
Главу Минфина Украины обвинили в саботаже финансирования бюджета

Главу Минфина Украины обвинили в саботаже финансирования бюджета

Наталья Приходко

Премьер-министр сообщил о сокращении коррупции в стране с 70 до 15%.

0
896
Два вместо четырех: с математикой в ОГЭ не все так просто

Два вместо четырех: с математикой в ОГЭ не все так просто

Дмитрий Метелкин

В России проходит эксперимент, который должен щадить время и нервы учеников

0
1060
Новые учебники подверглись тройной экспертизе

Новые учебники подверглись тройной экспертизе

Елена Герасимова

Усиливается региональный компонент в национальной системе образования

0
881

Другие новости