0
806
Газета Факты, события Интернет-версия

09.10.2003 00:00:00

Эстонцы в погоне за Робинзоном

Тэги: турнье


- Господин Турнье, вы - француз, выросший в семье профессоров-германистов. И ваш роман "Лесной царь", получивший Гонкуровскую премию, от первой до последней страницы - об ужасах фашизма. Самого легендарного Лесного царя, еще Гете воспетого, вы увидели в фашисте, человеке извращенного сознания. Фашизм стал культурным мифом?

- Фашизм навсегда останется историческим фактом - довольно плачевным и постыдным, но фактом. Легендой же, мифом стать не сможет никогда. Ибо легенда требует величия, а фашизм┘ в нем нет ничего, кроме ужаса... Да, "Лесной царь" мифологичен. Но это литература, не жизнь. Мои родители были германистами, преподавали в университете и привили мне любовь к германской культуре. Знаете, ведь фашисты пришли к власти как раз тогда, когда я учился философии в Тюбингене. Я сразу догадался: их пропаганда рассчитана на молодых - на тех мальчиков и девочек, которые толком еще ничего не знают о жизни. Я видел своими глазами все эти демонстрации, штандарты, слышал пламенные призывы перейти на сторону Третьего рейха. Поэтому не случайна в "Лесном царе" тема людоедства: идеология, государственная машина пожирает живых людей. И чем они моложе, тем легче ей это удается. И мой Тиффож, тот самый Лесной царь, фотографируя детей, тоже "пожирает" их.

- Кстати, о детях. Зачем ваш знаменитый взрослый роман "Пятница, или Тихоокеанский лимб" в 1967 году понадобилось переделывать на детский лад? Ведь есть уже "Робинзон Крузо" Дефо, да и помимо него - не одна робинзонада. Сюжет более чем известен.

- Да, вы правы. Робинзонад в литературе было очень и очень много: Кауфман, Жюль Верн, Поль Валери, Жан Жироду┘ но у меня на этот счет есть замечательная идея. Я ведь очень часто обращаюсь к десятки раз использованному сюжету - возьмите хотя бы моего "Каспара, Мельхиора и Бальтазара" - и, переосмыслив его в философском ключе, пишу свой роман с установкой на лучшее произведение в этой "серии". То есть о Робинзоне и Пятнице я хотел написать так, чтобы после меня уже никто не смог сделать этого. И, действительно, с 1967 года ни одной новой робинзонады я не видел. А по поводу моей новой книги┘ знаете, я с годами понял: если мои книги не могут читать люди моложе пятнадцати лет, это очень плохо.

- Случайно ли ваши тексты фотографичны? Сплошные крупные планы, монтаж... вы что, фотограф?

- Угадали! Это - моя первая профессия, и она кормила меня до тех пор, пока я не получил Гонкуровскую премию. До нее жить было практически не на что. А тут я купил дом, развел сад... полвека назад в 1954 году на французском радио (канал Europe # 1) мне довелось вести культурную программу. И я там устраивал интервью с разными знаменитостями. Многие из них имели отношение к фотографии. Меня вообще занимает вопрос изображения. Когда я придумывал фабулу "Метеоров" - романа-притчи о близнецах Жане и Поле, - даже познакомился со специалистом в этой области Рене Зазо (ограбил его в плане материала совершенно), и он рассказал мне о своем увлечении зеркалами. Дело в том, что Зазо наблюдал за своей собакой и трехлетней дочкой - и обе они обходили зеркала стороной. Потому что там, по ту сторону стекла, был кто-то непонятный. И он вел себя опасно и странно, не по-настоящему. А вот в странах мусульманского мира, как и в некоторых религиях - иудаизме, к примеру, - изображения вообще запрещены. Но у них значение Слова куда больше, чем у нас, европейцев. И это - проблема, особенно для тех же эмигрантов, которые приезжают во Францию из стран Дальнего и Ближнего Востока. Изображения повсюду! Свои же фотографии я ненавижу. И всякий раз прошу: если уж снимаете меня, делайте это быстро. И никогда-никогда потом не присылайте мне того, что получилось!

- Как в наше время писать добрые и светлые сказки?

- Своего "Пьеро, или Секреты ночи" я писал семь лет. Семь страниц - семь лет. В основе, конечно, была комедия дель-арте - о грустном Пьеро, удачливом Арлекине и ветреной Коломбине, не решающейся сделать выбор между одним и другим. Я долго думал и наконец сделал Пьеро пекарем, Арлекина - маляром, а Коломбину белошвейкой. И дети, что прочли сказку, сразу, на подсознательном уровне, догадались, что Пьеро - настоящий, потому что и хлеб его настоящий, дающий силы, а Арлекин - фальшивка. Его краски меркнут и облезают. Пусть они и ярче белого - муки, теста, пекарского фартука и колпака. Дети все поняли. И, знаете, они могут быть очень жестокими, наши дети. Они - там в сказке был момент, когда можно было Арлекина оставить замерзать на занесенной снегом улице, - они в один голос пожелали ему замерзнуть. Так что ошибка - считать детей глупее взрослых. Они совсем другие. И они еще не раз смогут нас сильно удивить.

- "Пятница, или Дикая жизнь" кончается анекдотом: Робинзон остается на острове, а Пятница сбегает в цивилизацию. В чем смысл метафоры?

- Да здесь нет никакого особенного смысла. Просто Пятница оказался не самым верным другом и предал Робинзона. И потом такой конец позволит мне, быть может, в будущем продолжить историю о таинственном острове и его одиноком жителе. Там, в конце, если вы заметили, появляется юнга, сбежавший с корабля, увезшего Пятницу. Так вот этот юнга, Ян Неляпаев - эстонец. И я недавно узнал, что мой роман - единственная из современных французских книг, переведенная на эстонский. "Почему?" - спросил я. "Так она же про нас, эстонцев!" - резонно ответили мне переводчики. Я развел руками и впервые понял до конца: Робинзон отныне получил мировое гражданство!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
753
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
883
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
439
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
303

Другие новости