0
687
Газета Идеи и люди Интернет-версия

10.02.2005 00:00:00

Последствия январского кризиса

Тэги: вциом, опрос, правительство


Проведенный на исходе января традиционный опрос ВЦИОМа показал, что продолжает ухудшаться отношение жителей России к правительству, отвечающему за проведение программы социальных реформ: его деятельность отрицательно оценивается 54% респондентов против 28% одобряющих. А это значит, что идея вотума недоверия кабинету М.Фрадкова имеет широкую общественную поддержку.

В то же время страна по-прежнему рассматривает фигуру президента В.Путина как залог стабильности: уровень одобрения его деятельности составляет 66%, что в 2–2,5 раза выше, чем у других государственных институтов. Не говоря уже о том, что в рейтинге доверия политикам президент по-прежнему пребывает в абсолютном отрыве: 50% В.Путина против 17% находящегося на втором месте С.Шойгу. Но если в верхней части двадцатки лидеров общественного доверия распределение мест остается неизменным, то в ее нижней части случилось что-то вроде сенсации: в компании с бывшими премьерами М.Касьяновым и Е.Примаковым обосновался политик нового поколения Г.Семигин. Хотя его рейтинг сравнительно невысок (2%), факт появления Семигина рядом с грандами отечественной политики заслуживает внимания. Особенно если иметь в виду, что, войдя в двадцатку лидеров общественного доверия, Семигин в то же время не оказался в топ-двадцатке лидеров недоверия. А то ведь отрицательный рейтинг, скажем, В.Жириновского и Г.Зюганова более чем в два раза выше их положительного рейтинга. Проще говоря, лидерам ЛДПР и КПРФ не доверяют гораздо больше людей, чем доверяют, что ставит под сомнение их политическую перспективу.

Так что не стоит удивляться минимальным цифрам президентского рейтинга ведущих российских партийных политиков, который колеблется в диапазоне 1–6%, отличаясь от рейтинга Путина (49%). В то же время это значит, что список будущих участников президентской гонки-2008 остается открытым и, глядя с позиции сегодняшнего дня, нельзя исключить появления в нем новых фигур.

Особенно если эти фигуры будут иметь за своей спиной разветвленную партийную инфраструктуру. В этом смысле опрос ВЦИОМа демонстрирует возможность в России успешного партийного строительства. Помимо старожилов партийного рейтинга – «Единой России», КПРФ и «Родины» – в нем обращает на себя внимание появление молодой коалиции «Патриоты России», возглавляемой упоминавшимся Семигиным. Рейтинг этого альянса – 4% – уже сейчас сопоставим с рейтингами «Родины» (7%) и КПРФ (10%), причем эта коалиция демонстрирует самую энергичную динамику роста политического авторитета из всех партий, не представленных в Госдуме. Тем самым для «Патриотов России» уже сейчас открывается возможность преодоления 7-процентного барьера и прохождения в следующую Думу, а при сохранении позитивной динамики – получения более внушительного результата.

Это тем более впечатляет, что речь идет об очень молодом политическом объединении, оказавшемся, однако, гораздо более успешным в ситуации социального кризиса, чем такие ветераны отечественной политики, как «Яблоко», СПС, Аграрная партия России.

Еще один немаловажный урок, преподнесенный «Патриотами России», состоит в том, что в России возможны успешные и эффективные политические союзы. Если «Яблоко» и СПС боятся объединяться из-за возможной потери электората, то соединение Партии пенсионеров, Народной партии, ВКПБ и др. (коалиция объединяет 9 партий и более 30 общественных организаций, – «НГ») в рамках общего политического проекта оказалось успешным, дало кумулятивный эффект.

Но этот успех одновременно высветил принципиальный для всей левой оппозиции вопрос о возможности ее объединения. Если опыт «Патриотов России» оказался положительным, то почему бы не повторить его в более широких масштабах, создав единый левопатриотический «фронт»? В ответе на этот резонный вопрос среди респондентов ВЦИОМа преобладало скептическое отношение: 46% сомневающихся против 23% верящих в возможность подобного объединения.

Как выяснилось на фокус-группах, главным источником подобного скепсиса служит отсутствие общепризнанного лидера на левом фланге российской политики. Судя по размерам «антирейтинга» Зюганова (25%, в чем он лишь немного уступает «общенациональному аллергену» Чубайсу), в «старой гвардии» люди бесповоротно разочаровались, в то время как «новая» пока не успела себя проявить. Поэтому и возникают массовые упования на то, что «на волне протеста появится новый лидер».

Если подытожить, то наиболее интересные и значительные подвижки в массовом сознании относятся к восприятию оппозиционного лагеря российской политики, где, по мнению отечественного общества, начинается смена главных действующих лиц. Хотя лишь время покажет, насколько эта тенденция окажется масштабной и устойчивой, достаточно очевидно, что с нею связаны немалые общественные надежды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
795
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
937
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
762
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
904

Другие новости