0
2134
Газета Идеи и люди Интернет-версия

18.03.2008 00:00:00

Тирания именем справедливости

Сергей Дзюба

Об авторе: Сергей Андреевич Дзюба - доктор физико-математических наук.

Тэги: сталин, государство, образование


сталин, государство, образование Поклонникам Сталина застят глаза высокие идеи, и это реальность общественного сознания.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

Недавно, в канун 55-летия со дня смерти Сталина, в одном из опросов общественного мнения выяснилось: почти половина россиян оценивают роль «отца народов» в истории страны как положительную и лишь менее одной трети – как отрицательную. И это при том, что сейчас известно о чудовищных репрессиях, ГУЛАГе, Голодоморе, насильственной коллективизации, депортации народов и прочем. Чем же объясняется этот феномен высокого авторитета тирана?

Его апологеты говорят: «построил мощное государство», «довел страну от сохи до атомной бомбы», «СССР все уважали и боялись». Думается, однако, что вряд ли причина авторитета Сталина в этих его безусловных достижениях. Для конкретного человека это все ценности чисто теоретические, повседневной его жизни они не касаются, через его душу не проходят. Даже наоборот – мощное государство и атомная бомба появились ценой огромных лишений людей. Да и пример его преемника Хрущева показывает, что дело не в этом. У Хрущева тоже было немало достижений в укреплении государственной мощи. Чего стоит хотя бы создание ракетно-ядерных сил и подводного атомного флота. Из-за этого СССР стали бояться еще больше, чем во времена Сталина. А первый спутник и полет Гагарина! Но нет, и малой доли испытываемого к Сталину уважения в памяти народной Хрущев не оставил.

Может быть, дело в том, что Сталин «выиграл войну»? Да, его роль здесь велика. Но многим понятно, что войну выиграл все-таки весь многомиллионный народ ценой огромных жертв и страданий. Да и само всенародное почитание (искреннее!) Сталина возникло еще до войны.

Еще говорят о приверженности народа к монархической традиции, о том, что Сталин олицетворял всю полноту власти и ответственности. «Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит» – для некоторых это имеет значение. Возможно, это так. Но опять-таки другие советские «монархи» Хрущев и Брежнев апологетами СССР никак не возвеличиваются. Хотя жизнь при них реально стала лучше, не было войны, голода, коллективизации и репрессий.

Есть еще один фактор, который должен быть важным при определении роли Сталина в нашей истории. Этот фактор общеизвестен, но, похоже, он недооценивается. Начнем с одного парадокса 30-х годов. Жизнь в материальном плане тогда была очень трудной, в целом хуже, чем до революции. И, наверное, у людей были смутные догадки о репрессиях. Но при этом наблюдался небывалый подъем энтузиазма. Вспомним кинохронику или фотографии тех лет, запечатленные там счастливые лица, особенно в дни советских праздников. Художественный уровень тогдашних советских фильмов и песен был очень высок, такое создать можно было только на основе убежденности в значимости утверждаемых ценностей. К тому же любовь к вождю была искренней, и люди плакали после его смерти. Это что, все результат пропаганды? Или вдруг овладевшей всеми веры в светлое будущее? Что было психологической основой народного энтузиазма тех лет?

В этой связи зададим очень простой и очень важный вопрос, касающийся предыдущих событий в стране и пока что не имеющий общепризнанного ответа. Почему красные победили в Гражданской войне? Казалось бы, главный их козырь – обещанная новая счастливая жизнь – обернулся тогда чудовищным кровопролитием, разрушением всего устоявшегося и привычного, резким снижением уровня жизни. Тем не менее «разум возмущенный» действительно кипел, сыны рабочих и крестьян дрались ожесточенно, с верой в свою правоту.

Дело, конечно, не в том, что они прельстились лозунгами типа «фабрики рабочим, землю крестьянам», и не в том, что они поверили в светлое будущее. Народ в массе своей осмотрителен, и на мякине его не проведешь. Кроме того, наш народ не столь аморален, чтобы, по другой версии, броситься «грабить награбленное». И, конечно же, красноармейцы не настолько разбирались в марксистской теории, чтобы увериться в неизбежности замены капитализма социализмом.

Представляется, что ответ все же должен быть прост – уж больно выпуклым было это явление революционного энтузиазма. Точно можно сказать, что у большевиков было нечто такое, что они могли предложить всем и сразу. Тем, кто к ним присоединился, они даром давали нечто весьма ценное – такое, чего не было у других, немарксистских партий. А именно: по их учению, рабоче-крестьянское происхождение было «благороднее» дворянского и буржуазного. До этого в течение веков в России было наоборот, даже, если можно так выразиться, сильно наоборот. Отцами и дедами бойцов Красной армии были представители «черни» и «подлого народа». Сила такого идеологического перевертывания оказалась огромной. Именно эта идея зажгла сердца энтузиазмом и привела в конечном счете к победе большевиков.

Существенно, что разделение общества на аристократов и простолюдинов определяется не только происхождением или богатством. Необходимым, как сказал бы математик, условием принадлежности к разным классам во все времена и у всех народов являлся разный доступ к образованию. Если бы слуга русского дворянина столь же свободно рассуждал о высоких материях, как и его хозяин, то, наверное, этот дворянин просто перестал бы себя таковым ощущать. Недаром правительство Российской империи ограничивало доступ народа к образованию.

При Сталине была ликвидирована неграмотность, созданы рабфаки, обеспечено всеобщее семилетнее образование (к 1937 году). Дети рабочих и крестьян могли поступать в престижные университеты. Этот гарантированный доступ к образованию и явился окончательным триумфом генеральной идеи, перед этим обеспечившей победу большевиков в Гражданской войне. Разделение на аристократов и простолюдинов было теперь ликвидировано не только де-юре, но и де-факто, бывшие слуги стали вровень с бывшими хозяевами. Это, как мне представляется, и стало основным духовным содержанием нового строя, легло в основу атмосферы эйфории и энтузиазма тех лет, обеспечило поддержку власти на уровне массового сознания. Возвращения «власти помещиков и капиталистов» никто тогда уже не хотел.

Важность этого переворота в социальном и интеллектуальном статусе людей трудно переоценить. Сейчас каждый человек независимо от рода своих занятий значим с точки зрения своего интеллекта. Сегодня вы можете разговориться, скажем, с таксистом в каком-нибудь удаленном провинциальном городишке и не только подивиться здравости его суждений и осведомленности в самых разных вопросах, но и почерпнуть что-то для себя полезное. В XIX веке с извозчиками на равных не разговаривали – в глазах хозяев тогдашней жизни они и другие слуги были чем-то вроде «говорящего скота». И в массовом сознании этот переворот связан со сталинским временем, которое, в общем-то, не так далеко от нас отстоит.

Были при Сталине и другие мероприятия, способствующие развитию принципов социальной справедливости, например, введение доступного для всех медицинского обеспечения.

Возможно, что эти чисто гуманитарные достижения и обеспечили Сталину столь высокий, сохраняющийся поныне авторитет, перевесив и необычайную жесткость режима, и многочисленные его преступления. Разумеется, эти достижения не были следствием какого-либо человеколюбия тирана – скорее всего он просто чувствовал необходимость дальнейшей эксплуатации идеи, приведшей большевиков к власти.

Интересно отметить, что советская система разрушилась именно тогда, когда вскрылся обман в соблюдении принципов социальной справедливости, – оказалось, по Оруэллу, что «свиньи равнее остальных животных». Напомним, что Ельцин пришел к власти под флагом борьбы с привилегиями партийно-государственной номенклатуры. Система разрушилась, когда были дискредитированы принципы, лежащие в ее основе.

Нынешний всплеск положительного отношения к Сталину иногда связывают с возросшим авторитаризмом власти: как бы перекликаются те времена и эти. Но возможно и другое объяснение. Сейчас возможность получения образования и медицинской помощи перестала быть доступной и равной. Одни едут учиться в Лондон, а у других нет денег, чтобы учиться в местном педвузе. Одни лечатся в элитных клиниках, а у других не хватает денег на самые элементарные лекарства. Может быть, на этом фоне возникшая при Сталине и еще не забытая людьми система доступного образования и медицины вызывает ностальгию.

Репрессии, коллективизация, разрушение церквей и т.д. были другими направлениями битвы Сталина за укрепление своей власти и построение нового государства. Разумеется, гораздо больших социальных достижений в стране можно было добиться без этих преступлений. Подтверждением тому может послужить хотя бы пример Финляндии. До революции эта страна – причем с довольно бедным населением – была в составе России. После получения в 1917 году независимости там тоже была гражданская война между красными и белыми. Только в отличие от России в ней победили белые (им помогали немцы). В результате гуманитарные преобразования в Финляндии были проведены естественным эволюционным путем.

А у России свой особый путь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1894
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4527
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2469
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2822

Другие новости