0
3157
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

30.06.2021 20:08:00

ООН оказалась в миротворческом тупике

Миссии всемирной организации и ликвидировать жалко, и финансировать на будущее никто не хочет

Юрий Сигов

Об авторе: Юрий Игоревич Сигов – журналист-международник.

Тэги: оон, миротворчество, бюджет


оон, миротворчество, бюджет Один из военнослужащих "голубых касок" из контингента ООН на Гаити. Фото UN Photo/Leonora Baumann

Столь часто упоминаемые миротворческие миссии ООН в самом ближайшем будущем могут прекратить свое существование. И хотя на очередном заседании Генеральная Ассамблея ООН после длительных дебатов согласовала новый бюджет в 6 млрд долл. на проведение миссий голубых касок в различных горячих точках, проблема более не в том, что на поддержание мира мало желающих выделять финансы, а в том, что сами миссии и их нахождение – особенно в Африке – теряют с каждым днем смысл.

Дипломатично подобные трудности названы «проблемами, связанными с изменениями в ведущихся переговорных процессах, снабжением миссий, а также позицией Китая по отношению к странам Запада». На самом же деле они вовсе не в позиции Пекина и не в отсутствии нужных средств. И даже не в том, что кто-то «не совсем правильно» ведет с кем-то переговоры, а ООН в этой ситуации якобы бессильна на что-либо повлиять.

Как человек, проработавший на высоких постах в четырех миссиях ООН в Африке, могу с уверенностью сказать, что главной проблемой ооновского миротворчества являются не бюджет и не участие в миссиях в той или иной стране, а сам смысл подобной деятельности. А тот «мир», который они там обеспечивают, не приносит пользы ни самой стране, ни тем, кто на подобных миссиях, грубо говоря, финансово и политически наживается.

Вот пара примеров. Только что Франция объявила о выводе своих войск из Мали, потому что там, оказывается, «военные свергли демократическое руководство». Так то же самое сделали только что в Чаде. Но там военный-переворотчик – свой человек для Парижа. А в Мали – не пойми кто.

Или многострадальная Демократическая Республика Конго, бывший Заир. Там ооновский миротворческий контингент на востоке страны практически является заложником и правительственных войск, и повстанцев. 17 тыс. ооновцев, по идее, должны нести мир народу ДРК и защищать его от бандформирований. Но на деле городки размещения миротворцев в восточной части ДРК в районе Киву защищают только сами себя. Потому как никакого доверия к ним местного населения нет, а грабят его регулярно и безжалостно при попустительстве ООН что бандиты, что правительственные войска.

Что в результате? И восточная часть ДРК, и север Мали на пересечении границ с Буркина-Фасо и Нигером – очень сложные и, по сути, неразрешимые для традиционного миротворчества ООН ситуации. Если отбросить дипломатические экивоки, то бельгийцы (в бывшем Заире) и французы (Мали) самым жестким и зачастую жестоким образом пытались на протяжении более сотни лет навести здесь порядок. Однако ничего у них не вышло, и им пришлось уходить (а кое-где и позорно бежать).

Но если ничего не вышло у «цивилизованных» европейских стран с миротворчеством, то как с подобным могут справиться посланные в счет ооновских платежей в бюджет воинские контингенты Бангладеш с Танзанией или Непала с Индонезией?

По большому счету нынешнее ооновское, а также региональное (с участием ряда африканских государств) миротворчество в подобных ситуациях может лишь выиграть время, на непродолжительный срок стабилизировать ситуацию, чтобы найти возможность для реального мирного процесса внутри страны, достижения национального компромисса, создания единой государственности, в том числе – надежной системы безопасности в виде некоррумпированной армии, полиции, судов. Но осуществимо ли это в нынешней жизни?

У ООН есть и другой опыт: можно дать время для достижения полной военно-политической победы одной из сторон конфликта, как это было при мне в Анголе и Мозамбике, Камбодже. Есть еще вариант надолго заморозить ситуацию (Абхазия, Кипр), рассчитывая на то, что постепенно ситуация сама урегулируется. А когда подойдет время сильной политической воли в рядах конфликтующих сторон, то и реальный мир может быть вполне достижим.

Между тем никто в мире серьезно этими вопросами заниматься не хочет (пример Афганистана у всех перед глазами). Ведь нужны немалые деньги не на само миротворчество, а на национальное примирение, восстановление экономики, создание функционирующих госструктур, проведение реформы единой армии и полиции. Кто этим будет заниматься?

Пока что спор идет о бюджетах военного участия ООН с размещением контингента международных сил по поддержанию мира, которое предназначено для разрешения вспыхивающих в различных точках вооруженных конфликтов. Но несмотря на свою лучшую, чем у незаконных вооруженных формирований, оснащенность и организованность, все без исключения ооновские миротворческие контингенты не способны выполнить возложенный на них мандат Совбеза ООН и постоянно проваливают свои миссии.

Опять вернусь к ситуации с миротворчеством в ДРК. Спустя уже столько лет своего там пребывания ООН так и не выработала эффективного механизма ведения миротворческой миссии, хотя на эту тему написаны десятки служебных записок, в том числе ее главами. А проблема в том, что ооновские начальники стремились всегда наладить близкие и дружеские отношения с правительством ДРК в Киншасе и одновременно тесно взаимодействовать с местными вооруженными силами. Причем даже в тех случаях, когда армия ДРК совершала противоправные действия и откровенное насилие против мирного населения страны.

Сегодня ситуация складывается так, что миротворческие миссии ООН – и прежде всего в Африке – не только повсеместно не имеют успеха, но и теряют всякий смысл. К тому же стоят они немереных денег – как на содержание воинского контингента (а это, как правило, посыл представителей ВС стран третьего мира, которым скашивают их взносы в ооновский бюджет), так и гражданского персонала. ДПКО – один из крупнейших ооновских департаментов, где места в его руководящей иерархии в Нью-Йорке строго расписаны по странам, то есть сотрудникам МИДов и спецслужб. А они «просто так» подобные должности терять не захотят.

Тем не менее довольно непростые отношения, которые нынче наблюдаются между Россией и КНР, с одной стороны, и тройкой западных стран в Совбезе ООН – с другой, неизбежно приведут к тому, что Москва и Пекин будут просто блокировать любые миротворческие миссии, нахождение которых в той же Африке идет вразрез с их интересами. Последний пример – Центральноафриканская Республика, где миссия ООН защищает лишь президента, контролирующего менее 15% территории государства. А это создает серьезные проблемы прежде всего в тех странах, где уже привыкли буквально «кормиться» на нахождении многотысячного ооновского контингента. Который, впрочем, по целому ряду причин не может принести своим пребыванием ни мира, ни безопасности этим государствам.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Экономическое развитие сбалансируют с безопасностью

Экономическое развитие сбалансируют с безопасностью

Михаил Сергеев

Система стратегического планирования в России будет использовать зарубежный опыт

0
1238
Перенос сроков голосования может вновь взорвать Ливию

Перенос сроков голосования может вновь взорвать Ливию

Равиль Мустафин

Почему глава Президентского совета призывает кандидатов не баллотироваться в парламент

0
812
Афганистан в ООН даже не представляют

Афганистан в ООН даже не представляют

Геннадий Петров

После смены власти вопрос о представительстве страны в международных структурах оказался открытым

0
973
Россия дорого заплатит за военное доминирование

Россия дорого заплатит за военное доминирование

Расходы на новую боевую технику и вооружения определены

0
3480

Другие новости

Загрузка...