Фото Reuters
На фоне напряженности вокруг Гренландии правительство премьер-министра Джорджи Мелони представило в пятницу стратегический документ «Итальянская политика в Арктике». Рим стремится стать ключевым игроком на Крайнем Севере в области экономики и безопасности, чтобы способствовать стабилизации региона. По мнению Мелони, в условиях глобальной геополитической конкуренции Арктика должна стать приоритетной задачей для Евросоюза и НАТО.
Италия всегда рассматривала Арктику как стратегический регион, где переплетаются интересы, связанные с «экономикой, окружающей средой, исследованиями, энергией, а сегодня больше, чем когда-либо, с безопасностью и обороной». Об этом говорится в обращении председателя Совета министров Джорджи Мелони к конференции по случаю презентации документа о политике Италии в Арктике, опубликованном на сайте правительства.
В нем отмечается, что быстрое изменение климата и развитие арктических маршрутов «меняют сценарий, к которому мы привыкли, и создают новые взаимосвязи, которые могут революционизировать мировую морскую торговлю». Северный морской путь служит тому одним из наиболее ярких примеров, так как обещает резко сократить расстояние между Азией и Европой и стать альтернативой Суэцкому каналу.
Значение Арктики также «проистекает из огромных энергетических и минеральных ресурсов, хранящихся в ней». По имеющимся оценкам, в регионе сосредоточено около 30% мировых запасов газа и около 13% глобальных мировых запасов нефти.
Италия, указывает Мелони, прекрасно осознает стратегическую роль этого региона в глобальном балансе сил. Поэтому Рим намерен продолжать вносить свой вклад в сохранение Арктики как зоны мира, сотрудничества и процветания. Являясь страной-наблюдателем в Арктическом совете, Италия выступает за соблюдение международного права, включая Конвенции ООН по морскому праву, заявила премьер.
Планы Италии свидетельствуют, что ее новая арктическая политика отдает приоритет многостороннему сотрудничеству в рамках Европейского союза и НАТО, а также укреплению двусторонних связей с Данией, Гренландией и другими региональными партнерами. По словам Мелони, Североатлантический альянс «должен воспользоваться возможностью развивать в регионе скоординированное присутствие, способное предотвратить напряженность, сохранить стабильность и реагировать на вмешательство других субъектов».
Что же касается таких «субъектов», как Россия и Китай, «то основная угроза исходит от них, но не прямая военная, а стремление к контролю над полезными ископаемыми и ресурсами», говорится в документе. Чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, Италия готова участвовать в европейских и трансатлантических консорциумах по добыче и переработке полезных ископаемых в Заполярье, в том числе в Гренландии.
Как отмечает La Repubblica, Италия не хочет раздражать президента Дональда Трампа, стремящегося установить контроль США над Гренландией. Поэтому в своей стратегии по Арктике она подчеркивает необходимость совместных действий с США в регионе, в том числе в рамках НАТО.
Вместе с тем Рим выступает за соблюдение права на самоопределение жителей Гренландии. Италия, подчеркивается в документе, уже долгое время играет одну из ведущих ролей в «обеспечении сбалансированного и уважительного развития различных народов, проживающих на территориях Арктики».
Выходит, происходящее на Крайнем Севере не является для Италии чем-то далеким. Это «касается будущего всех нас, нашего благополучия, нашего процветания и нашей безопасности», утверждается в документе.
Милан

